Святой источник Великомученика и целителя Пантелеймона в Сюрбеевке

Люди всегда относились к родникам с благоговением. Всегда казалось чудом, что из-под земли течет чистая вода. Такой участок огораживали, благоустраивали, здесь встречались женщины, пришедшие за чистой, как слеза водой, обсуждали свои проблемы. Таким местом является и Святой источник Пантелеймона-целителя, что в деревне Сюрбеевка Ибресинского района.

Как обнаружили родник

Первой обнаружила в овраге бьющий ключ Парасковья Алексеевна Терентьева с детьми в 1955 году. Они сами вырыли яму и поставили кадушку, чтоб туда наполнялась вода. Через 3 года ее заменили на бочку, потому что воды становилось все больше и больше. А спустя еще 30 лет Василий Байко, который является зятем П.А. Терентьевой, облагородил место вокруг родника и подход к нему — надо спускаться по ступенькам, склон довольно длинный.

А в 2006 году открыли купель у святого источника. На Крещенье Господня иерей Пантелеймон (Пегасов), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Климово  провел обряд освящения и многие присутствующие окунулись в нем. Часовню, как купель построили за счет бюджетных средств Ибресинского района и с благословения Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Он освятил источник 9 августа 2006 года, в День памяти Пантелеймона-целителя.

Святой источник Пантелеймона-целителя в д. Сюрбеевке часто посещают местные жители. Вода изумительно чистая и нет ей равных по вкусовым качествам. Бабушка, вдова погибшего в Великой Отечественной войны, которая ухаживала за родником и сохранила его для нас, в свои 93 года была бодра и полна сил. Пусть будут вечны эти текущие воды, как вечны небо и земля!

Спускаться вниз за ключевой водой нужно на самое дно оврага. Сейчас там сделаны ступеньки, но и все равно спуск довольно крутой и приходится держаться за перила. Спасибо тем, кто все это устроил удобно для нас! А на перилах висят замки, наподобие тех, что молодожены оставляют у ЗАГСа. Это новая традиция, в знак любви и верности замок закрывают на ключ и бросают его в реку. Пока замок закрыт, союз двух сердец никто не сможет разорвать.

Отношение к чистым источникам

К источникам люди всегда относились по особому и бережно. У язычников природа священна. Ведь в ней жили наши предки, будут жить и наши потомки, в которых мы переродимся. И мы им должны передать все чистым и светлым, как и получили. Археологи считают, что первые жертвы источникам люди стали приносить еще в палеолите.

Культ воды и водных источников был настолько устойчив у многих народов, что христианство относилось к нему терпимо, хотя поначалу были гонения в раннем средневековье. Использование воды в православии поддерживало священное к ней отношение. Тем более, что в Евангелии и в Ветхом Завете упоминаются родники, как места почитания с жертвенниками. Образно Христос Спаситель считается камнем, из которого берут начало 4 Евангелия как чистые реки. Источник — это символ крещения и животворящей веры.

Чудесную благодать и исцеление от многих недугов испытывают на себе те, кто приезжает к Сюрбеевскому источнику. В Чувашии испокон веков очень трогательно относились к ключам. Считалось, что кто обидит родник – у того отсохнут руки и ноги. Вокруг очень красиво, зеркальная гладь пруда и огромные деревья.

Деревья вокруг святого места

Прежде всего это ветлы, которых можно назвать зеленым символом Чувашии. Ветла, белотал, ива белая, йамра — традиционный символ чувашской деревни. Сколько себя помню, в деревнях были очень широкие улицы, засаженные ветлами. Растут они по оврагам, берегам рек, держат склоны от оползней и размывания почвы после таяния снегов и ливней.

Эти великаны, которым может быть по 100 лет, защищали дома от пожаров. Из гибких веток плели корзины и делали изгороди. Из мягкой древесины делали различную утварь, детские поделки, свистульки. В кроне деревьев вили гнезда грачи. Прекрасный медонос, во время цветения кружат пчелы. Ветла символизирует жизнестойкость, упорство, оптимизм и обнадеживающий порог выживаемости чувашского народа.

Растет у оврага ветла — красота.
Внизу серебрится холодный ручей,
В нем косы полощет стыдливо она,
В листочках своих приютивши грачей.

А в полдень его не услышит никто,
Грачи же летают и громко кричат.
Лишь только под вечер, как стало темно,
Луна появилась и звезды горят.

И стало спокойно в душе и тепло.
Холодный источник струится, течет.
О чудо, пробился он, нам повезло!
Вода и чиста и прозрачна как лед

Течет по оврагу, впадает он в пруд
По берегу ветлы другие растут
Одна — недотрога с кудрявой косой,
Старуха с коричневой старой корой

Колышет ивовые пряди ветвей.
Морщинится зеркало, замер наш пруд.
И чудятся души умерших людей,
Пришедшие глянуть, как дети живут.
автор Николаева М. Р.

Еще там растут вязы, которых много в бассейне реки Суры и окрестных лесных районах. Это либо гладкий, хурама либо шершавый ильм. Деревья — медоносы, морозостойкие, долговечные. С мифологической точки зрения вяз считался “мужским” деревом, а ветла — “женским”. Священные вязы считались связующим звеном между “верхним” и “нижним” мирами. Вяз было не принято сажать около дома.

Как место паломничества

Мы были несколько раз у источника, каждый раз стоит дилемма — подъезжать в нему поближе или оставить машину на обочине. Хорошо бы еще местные власти обратили внимание на путь к роднику со стороны трассы Ибреси — Канаш. С учетом того, что это местная достопримечательность, можно было покрыть асфальтом, тем более, что и всего-то 500 от дороги.

Там брошены какие-то бетонные плиты, на одну полосу, поэтому разъехаться со встречкой сложно, особенно если дождь, снег, распутица. Если оставишь авто у трассы, то много воды не донесешь. Пришлось подъехать поближе. Там стоит часовня и крытая купальня. Чтобы набрать воды надо спускать вниз по ступенькам.

Однако всегда считалась, что тем тяжелее путь паломника, тем большее ему воздастся от Бога. Раньше к святым местам шли пешком, а иногда на коленях или ползком. Поэтому будем считать все эти сложности просто очередным небольшим испытанием. И всегда надо помнить, что самое главное, не посетить святое место, не набрать воды, а наши чувства и помыслы. Желательно рядом с такими местами стать хоть на секундочку “святым”.

Думать, о Боге, о спасении души, о вечном. Если раньше добираться до святых мест было тяжело чисто физически, проблемы с трафиком и логистикой и чисто физическая усталость. То теперь, когда уже посещение таких мест стало бизнесом и везде построено много какой инфраструктуры: отели,магазины, палатки. Вас подвозят на комфортабельном автобусе. Рядом порой продаются куча всяких икон, частичек святых мощей, воды разных объемов и упаковок.

При чем сервис часто очень навязчивый. То очень сложно переключится на поддержание в себе покоя и благоговения, когда на тебя со всех сторон обрушивается этот поток около паломнической индустрии. И на этом фоне посещения скромного ключа, бьющего рядом с Ибреси кажется просто апофеозом простоты и чистоты. Спустился по ступенькам, набрал воды, затащил ее вверх, кругом природа, птички поют. Создается такая атмосфера доброты и чистоты, хочется простить грехи себе и другим.

Видео: «Родник», слова и музыка иеромонаха Романа

Свойства ключевой воды

Надо сразу отметить, что вода не “святая”, то есть она портится, если ее долго хранить в закрытом сосуде. Святой вода будет какое-то время зимой после крещенских морозов или если в нее опустить изделие из настоящего серебра. Поэтому воду из Сюрбеевки местные люди просто используют для питья и приготовления пищи.

Но там можно искупаться, есть закрытое помещение, купальня. В теплую погоду это будет приятно. Считается, что окунаться надо в одежде и желательно отдельно мужчинам и женщинам. Накануне лучше поститься и исповедоваться, а перед омовением прочитать молитву. После процедуры надо также произнести благодарственное слово Господу. Можно обращаться к Господу своими словами, главное, чтобы они шли от сердца, например “Дай мне здоровья, чтобы я мог молиться усердно до конца дней своих”

Для удобства на стене купальни висит текст молитвы Великомученику Пантелеймону. Молитва, произнесенная над водой, чудесно изменяет ее свойства, кроме того, она влияет на биоритмы мозга и изменяет сознание, замедляется активная мыслительная деятельность и человек программирует себя на здоровье и долголетие. Рядом находится доска с правилами поведения у места проявления особой милости Божей.

Видео: Молитва целителю Пантелеймону

Пантелеймон-целитель: врач от Бога

Думаю, самое время рассказать о самом Пантелеймоне. Многим, кто посещал православные храмы, хорошо известен его образ на иконах. Как правило, это молодой юноша, держащий в одной руке некую коробочку. Коробочка — это ларец с целебными снадобьями, в другой — или ложечка (“лжица” на церковнославянском языке) или мученический крест.

Родился он в Никомидии (ныне г. Измит в Турции) в знатной семье, при рождении получил имя Пантолеон (“лев во всем”). Отец его был язычником, а мать тайно исповедовала христианство, она рано умерла. Отец отдал сына учиться лечебному искусству к врачу-язычнику. И Пантолеон так преуспел, что о нем услышал сам римский император Максимиан Галерий и пригласил его к себе личным врачом.

Однажды Пантолеон познакомился с пресвитером Ермолаем, который учил его, что современная медицина дает лишь временные облегчения от страданий. И только Христос дает настоящее спасение без лекарств и бесплатно. Однажды юноша увидел ребенка, укушенного гадюкой, лежащего на земле без признаков жизни. Он призвал имя Христа на помощь и ребенок ожил и встал, а змея издохла. Затем он на глазах изумленного отца вернул зрение ослепшему одним крестным знамением.

После этого Пантолеон отпустил своих рабов, раздал имущество и стал бесплатно всех исцелять. Но другие врачи, недовольные тем, что он лечит бесплатно, донесли на него. Максимиан очень расстроился, услышав жалобу на своего любимца.Он просил отречься от Христа, но после отказа приказал истязать его. Святой перенес мужественно разные мучения, но был непоколебим в своей вере.

Тогда его приговорили к усекновению головы. Когда палач начал точить топор и он превратился в воск, многие поверили в Христа. А Пантолеон обратился к Богу с последней молитвой. И ответ услышал, что отныне его имя не Пантолеон, а Пантелеймон — “всемилостивый”, что он будет тем, к кому обращаются за помощью отчаявшиеся и страждущие, врачом для больных и ужасом для бесов. И позвал его в Царство Небесное.

Видео: житие святого Великомученика Пантелеймона-целителя

Как добраться

Добраться до источника довольно просто. Сюрбеевка находится практически рядом с Ибресями. Если ехать в сторону г. Канаш, то с правой стороны будет указатель, где надо повернуть. Дорога, как я писала выше, не очень хорошая, но проехать можно. Если вы не собираетесь набрать много воды,то машину можно оставить на обочине или чуть отъехав и прогуляться пешком. Там меньше 1 км, но осенью наверно тяжеловато будет идти пожилым и не совсем здоровым по распутице.

На машине ехать 5 — 10 от Ибреси, пешком — час или полчаса, в зависимости откуда идти. Там проходят мимо автобусы и маршрутки, но поскольку автостанция находится всего в 2 км от источника и до нее надо еще добраться с другого конца поселка, то этот вопрос надо изучать специально. Потому что она часто является конечной остановкой, но иногда что-то едет и дальше.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2019 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности