Доброго дня всем подписчикам и друзьям!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как особенности физического развития детей с нарушениями речи воздействуют на выбор занятий, как двигательные упражнения могут помочь дошкольникам и школьникам с языковыми проблемами, на какие обстоятельства следует обратить внимание.
Оглавление
Причины задержки речевого развития
ЗРР по данным статистики встречается не так уж редко, наблюдается у четверти всех детсадовцев. Под этим понятием подразумевают более позднее по сравнению с нормативами овладение устной речью. Такие малыши разговаривают, но гораздо хуже своих сверстников, этапы обучения у них затягиваются и отодвигаются на более поздние сроки. Предрасполагающие к ЗРР условия могут быть выявлены педиатрами и внимательными мамами и папами еще в грудном возрасте, поскольку для качественной вербализации необходимо:
- хорошие зрение и слух: грудничок видит артикуляцию родителей и повторяет за ними движения губ и языка, слышит и различает отдельные звуки и интонации;
- отсутствие анатомических пороков челюстно-лицевого аппарата;
- отсутствие органических поражений цнс: ДЦП, эпилепсия и др.;
- сформированная дыхательная мускулатура.
Если грудничок не поворачивает голову на громкий шум или музыку, не следит глазами за яркой погремушкой, не фиксирует взор на лице мамы – уже следует насторожиться, у шести – восьмимесячных ползунков заметить неладное еще проще – они не владеют своим телом, не пытаются сидеть, ползать, переворачиваться, не тянутся и не удерживают игрушку, нет гуления, попыток повторять за взрослым.
Речевые патологии
Нельзя легкомысленно относиться к ЗРР, поскольку вербальное общение формирует мышление. А также внимание, память и воображение. При расстройстве возникает отставание и в псих-ской сфере вплоть до умственной отсталости. Трудности коммуникации и социализации налицо. Безусловно, кроха не может сбалансированно и качественно контактировать и находить общий язык с товарищами, окружающими взрослыми. Не в состоянии выразить свои чувства, мысли, потребности. Это значительно ухудшает качество его жизни.
Задержка РР – это лишь синдром, который может сопровождать любые патологии нервной системы:
- детский церебральный паралич,
- гидроцефалию,
- психиатрические болезни,
- аутизм,
- наследственные и генетические патологии,
- врожденные пороки,
- тугоухость и глухоту,
- слепоту и аномалии зрительного тракта,
- дефекты челюстно-лицевого скелета, мышц гортани или языка.
У детишек с подобными аномалиями лексика не соответствует средним показателям, а увеличивается медленно. К тому же плохо формируются абстракции, плохо выстраиваются логические цепочки. Также восприятие формы и объема не соответствует возрасту, а пространственные соотношения нарушены.
Безусловно, страдает грамматика, звукопроизношение, построение предложений. нельзя исключить возникновения дизартрии, дислалии, заикания, эхолалии, дислексии. Еще одним из важнейших причин является поведение значимых близких:
- социальная депривация,
- заброшенность,
- педагогическая запущенность
- излишняя гиперопека, когда любой каприз крохи выполняется по малейшему жесту, и нет необходимости говорить.
В следствие этого существует множество причин, которые влияют на несвоевременное формирование вербальных функций. Не следует забывать, что существует тесная связь между физическим и нервно — психическим развитием. Безусловно, заболевания, тормозящие физ. показатели, вызывают и замедление темпов псих-го разв-я.
Факторы, которые влияют на физическое развитие
Нормальное физ-кое разв-е (ФР) определяется по антропометрическим показателям:
- росту,
- весу,
- окружностям груди и головы,
- индексам массы, упитанности.
Однако на каждом возрастном этапе происходит интенсивный рост определенных частей тела, скелета и внутренних органов. Между ием факторы, отвечающие за отставание в ФР делят на две основные группы:
Внутренние (эндогенные);
В первой группе особую роль имеет:
- наследственность,
- генетическая предрасположенность.
- обменные эндокринные процессы,
- состояние всех систем организма,
- особенности психики.
Внешние (экзогенные и социальные) – влияние окружающей среды.
Ко второй относят:
- климат,
- лекарства,
- вредности, действовавшие в течение беременности на плод,
- болезни матери,
- питание,
- социально-экономические условия жизни,
- гиподинамия.
Давно известно, что функция, постепенно атрофируется, если ее не тренируют. В результате она утрачивается, а то и не образуется вовсе. Однако двигательная активность важна для правильного ФР. Более того, через него опосредованно имеет большое значение для познавательной деятельности, сенсорики и игры. В то время как российскими и зарубежными учеными доказана польза физкультуры и спорта для полноценного формирования личности.
Методы адаптированной физкультуры для детей с нарушением речи
Безусловно, у дошкольников с ЗРР низкая выносливость, а таже снижена быстрота и сила реакции. Это обнаружили ученые, которые изучали малышей с логопедическими отклонениями, прежде всего их физподготовку. В результате на основании этого были разработаны специальные методики и комплексы физвоспитания. В процессе игровой деятельности специальные упражнения тренируют крупную и мелкую моторику, силу мышц, выносливость и координацию.
Только групповые и командные виды спортапомогают больше практиковаться в коммуникации. В самом деле, во время игры можно научиться разговаривать, строить диалоги и завязывать отношения. Конечно, это способствует межличностному взаимодействию, потому что соревнования повышают самооценку и уверенность в себе. Часто именно они формируют морально-волевые качества.
Имейте в виду, что выбор комплекса зависит от тяжести имеющегося дефекта, количества лет и медицинских противопоказаний. Формы подразделяются на:
-
- регулярные, учебные – утренняя гимнастика, физ-ра, физкультминутки;
- разовые – совместные мероприятия, прогулки и т.д.
- игровые;
- массовые – фестивали, соревнования, праздники и пр.;
- адаптивный спорт;
- трудовое воспитание.
Родители, которые не имея специального образования и подготовки тем не менее могут заниматься в домашних условиях. Вот виды занятий и упражнений, которые перечислены ниже:
- утренняя гимнастика, включающая в себя ходьбу,
- бег на месте,
- прыжки,
- наклоны,
- задания со скакалкой, обручем и мячом
Все это позволит зарядиться бодростью с самого утра.
Игры и развлечения
В течение дня проводите физминутки, организуйте подвижные забавы:
- пролезание через стоящий обруч;
- перешагивание через препятствия;
- перекидывание дуг другу мячика с произнесением нужных слогов или слов заданной тематики (фрукты, овощи, мебель, одежда, герои сказок);
- имитация – «велосипед», «как ходит кошечка», «как скачет зайка» и пр.
- прохождение по ограниченной поверхности (бруску, бревну);
- перепрыгивание по «кочкам» или нарисованным на горизонтальной поверхности кругам;
- ползание на четвереньках, по пластунски, а также передвижение на корточках, гусиным шагом;
- выбивание шариком предмета или забрасывание в кольцо;
- бег в мешках и всевозможные эстафеты , веселое времяпровождение и к тому же отличная тренировка;
- сюжетно-ролевые подвижные игры тоже способствуют физ. подвижности, мышлению, воображению, помогают раскрывать творческие наклонности;
- занятия в спортивных секциях, особенно хороши плаванье, легкая атлетика, велосипед, теннис.
Не забывайте включать обязательные водные процедуры, элементы дыхательной гимнастики и закаливания, потому что вода успокаивает, снимает тревожность и напряжение, и кроме всего прочего заряжает позитивом. Укрепляется мускулатура грудной клетки, диафрагма, увеличивается полезный объем легких, кровь насыщается кислородом если правильно дышать. Закаливание повышает иммунитет, укрепляет организм в целом, к тому же делает его более устойчивым к инфекциям.
Трудовая деятельность
Несомненно, трудовое воспитание играет очень большую роль в формировании полезных навыков и решении логопедических проблем. В самом деле, в труде совершенствуется ловкость, мелкая моторика. А также координированные движения рук, любовь к природе. Обогащаются знания об окружающем мире и межличностные взаимодействия, если работа соответствует возрасту и интересам.
Безусловно, в форме игры можно предложить такие виды трудовой деятельности как:
- постирать одежду для куколки,
- прополоть личную грядочку с растениями
- полить цветы,
- вымыть игрушечные тарелки и кастрюльки.
Безусловно, в раннем возрасте трудовые навыки:
- умение держать ложку и кружку,
- одевать носки и колготки,
- шнуровать ботинки
- застегивать пуговицы
Все это самообслуживание, которое требует подготовки и развития мелкой моторики.
Это хорошо разрабатывает пальчики, поскольку стимулирует речевые центры в ЦНС. Подойдут разные виды рукоделия: вышивка, выпиливание, лепка, если это школьный возраст. Абсолютно, труд вырабатывает ответственность, поскольку он дисциплинирует и способствует простейшему сотрудничеству. Следовательно, он становится предпосылкой к умению ценить усилия других людей и бережному отношению и трудолюбию.
Сегодня мы говорим лишь об основных направлениях физ-го разв-ия у малышей с языковыми отклонениями. Какие бы способы и методы вы не выбрали, помните, что только комплексное становление всех сфер деятельности человека: физической, психической и социальной, позволят сформироваться полноценной личности. Только в этом случае можно стать успешным, востребованным, уверенным в своих силах, а самое главное – счастливым.
Заходите на сайт, подписывайтесь на новости, узнавайте о самом интересном из первых рук.