Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
В этой статье пойдет речь о том, как происходит подготовка к постановке звука Л. Отсутствие этого звука в речи ребенка (ламбдацизм) не так сильно бросается в глаза, как шипящих или свистящих. Этот дефект придает речи некоторую детскость и инфантильность. Например, вместо “лодка” произносится “водка”, а вместо “ложка” слышится “вошка”.
Сначала это кажется очень смешным, милым и забавным. Но по мере взросления нечеткая дикция начинает раздражать. Речь кажется “малышковой”, а хочется, чтобы к школе она стала четкой и взрослой. Неправильное произношение может привести к ошибкам на письме.
Оглавление
Виды нарушения произношения Л
- полное отсутствие, “глаз” произносится как “газ”, а “пила” как “пиа”
- замена на У, тогда “лампа” — “уампа”, “лама” — “уама”
- — В: “лапа” — “вапа”, “лук” — “вук”
- — Н “пила” — ”пина”, ”мыло”- ”мыно”
- — йотированные “полка”- “пойка”, “лодка” — “ёдка”
- — Р “лес” — “рес”, “клад” — “крад”
- - мягкий ЛЬ: “лужа” — “люжа”, “палка” — ”палька”
- могут сочетаться все виды, в зависимости от положения Л в слове: “лёдка” (лодка), “стуй” (стул), “япа” (лапа) и “вужа” (лужа).
Исходя из этих особенностей, после диагностики и обследования выстраиваем коррекционный процесс таким образом, чтобы как можно точнее подобрать нужные упражнения для подготовки речевого аппарата. Артикуляционный уклад Л таков, что язык (Я) должен быть широким и упираться за верхние зубы. И необходима работа над голосом, чтоб работал носовой резонатор, потому что это сонор.
А в дальнейшем надо очень тщательно провести дифференциацию со всеми видами замены. И не использовать их во время автоматизации. Очень грамотно подбирать слова, чтобы ребенку их было легко произносить. Об этом пойдет речь в дальнейших темах о постановке и автоматизации звука в слогах, словах и предложениях.
Если нет никаких особых проблем: дизартрии, нарушения прикуса или аденоидита, Л ставится очень быстро. Можно за одно занятие поставить и закрепить. Но такое бывает не всегда. Учитывая все вышесказанное отметим 3 основных момента, которые всегда надо помнить, когда вы пытаетесь преодолеть ламбдацизм.
Над чем надо работать
- Работа над голосом
- Над артикуляционной моторикой
- Выдыхаемой воздушной струей
Разберем все эти пункты по порядку, начнем с самого главного — мышцы языка (Я) и его положение в ротовой полости. Я нужен широкий, малыш должен уметь его поднимать вверх и удерживать некоторое время в этом положении, губы растянуты в улыбке. Если это не получается, просим прижать язык между зубов и гудеть, пытаясь сказать Ы или Л.
Либо делаем “болтушку”, другое название “индюк”, быстро двигая языком вперед — назад, касаясь верхней губы. Стучим зубами по языку, произнося та-та-та либо да-да-да, как вариант тя-тя-тя и дя-дя-дя. Очень часто и это вызывает затруднение. Необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы Я распластывался и поднимался вверх. А губы не были напряжены и сведены в линию.
Артикуляционные упражнения для постановки Л
- заборчик — трубочка языком
- месим тесто — пя-пя-пя язык между губ и тя-тя-тя — между зубов
- блинчик — широкий Я на нижней губе, удерживать считая до 5
- чашечка — трубочка языком
- парус — широкий Я за верхними зубами, счет до 5
- индюк — водить Я взад-вперед по верхней губе, звук похожий на бл
- грибок — присосать Я к верхнему небу
- пароход — прижать Я между зубов, гудеть лллл
Как выполнять эти упражнения можно почитать здесь>>
Дыхательная гимнастика
Патологии со стороны органов ЛОР, строения лицевого скелета и нарушении иннервации мышц Я, мягкого неба, губ и щек вызывают затруднение в преодолении ламбдацизма. Воздушная струя слабая, либо она растекается и уходит в щеки. Или она идет на корень Я, а не на переднюю его часть. Дыхание верхне ключичное, грудное, а не брюшное, диафрагмальное.
Особенно сложно ставить Л при дизартрии и аденоидите. Парез небной занавески, затруднение в использовании носового резонатора требуют особой внимательности. Надо компенсировать эти патологии с помощью отработки правильного речевого дыхания. Надо отработать с ребенком контроль над вдохом и выдохом. Научить его пользоваться диафрагмальным дыханием, когда при вдохе увеличивается живот. А при выдохе уменьшается, а не наоборот, как при грудном.
Малыш должен уметь набрать в себя как можно больше воздуха и удерживать его некоторое время, не выдыхая сразу. Необходимо следить за тем, чтобы не закружилась голова. Надо добиваться некоторой автоматизации навыка и умения различать выдох через рот и нос. Выдох через нос используется при сморкании. Даем установку “прочистим носики”.
Затем наоборот, вдыхаем через нос и дуем на вертушку, в свистульку или дудочку. После этого переходим на речевые звуки — набираем воздух и долго тянем гласные: “аааааааа”, затем тянущиеся согласные, которые хорошо произносятся, “ммммм” или ”ввввввв”. Когда навык автоматизирован, пробуем удерживать язык между зубов и долго тянуть “ллллллл” или “льльльль”, смотря что получается.
Сдуваем кусок ваты или салфетки с руки, носа и других предметов. Берем его и кладем на нос, пытаемся сдуть языком, обнимающим верхнюю губу. Следите, чтоб выдох был не из носа, щеки не надувались, а губы не сжимали намертво Я. Тоже самое проделываем, дуя на ватку с ладошки, держа язык между губ, а затем зубов. Когда все это начинает получаться, сдуваем ватку, поднимая язык за верхние зубы.
Голосовая гимнастика
Она тесно связана с дыхательными упражнениями, все эти навыки отрабатываются одновременно и параллельно. Л — сонорный звук, в его произношении участвует носовой резонатор, иначе звук будет глуховатый. Надо научить малыша пользоваться включать его. Учимся долго тянуть гласные: сначала просто тянет длительное время, затем меняя их по громкости и по тональности, раскачиваем, например “а-а-а” — “укладываем куклу спать”.
Следующий этап — соединением нескольких гласных “ауауау” или “уауауа”. Затем подключаем согласные, сначала соноры Н и М. Кладем пальцы детей на нос и учимся чувствовать вибрацию. Соединяем с гласными в прямые и обратные слоги. Сравниваем парные глухие и звонкие согласные, которые звучат правильно. Произносим В и Ф, прикладывая руки к горлу или закрыть уши. Главная задача — понять, что звонкие звуки произносятся с голосом.
Когда дыхание, голос и мышцы Я будут готовы, то можно переходить к самой постановке звука Л. Рассмотрим в следующей теме, как можно поставить его: с механической помощью, при дизартрии и аденоидите, с помощью вспомогательных упражнений и от мягкого звук ЛЬ.
Внимательно следите за обновлением блога. Разные задания и упражнения помогут вашему малышу лучше говорить. Желаю вам, чтобы его речь была более понятной — это облегчило контакт с другими людьми в его окружении. Всего хорошего и успехов!