Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!
Сегодня я вам расскажу, какие бывают упражнения для губ для детей и какую роль они играют в улучшении дикции. Наверно вы обращали внимание, как трудно бывает понять иногда человека. Когда он говорит, почти не открывая рта или линия губ (Г) у него слегка скошена, один уголок рта выше другого. Это может быть либо симптомом какой-либо неврологической патологии либо нарушения прикуса.
Оглавление
Диагностика
С этим надо обращаться к соответствующим специалистам, к неврологу или к ортодонту. Мы же будем говорить о том, как сделать так, чтобы это не мешало нам говорить четко и понятно. Начнем с того, что артикуляционные упражнения для Г тесно связаны с гимнастикой для щек, с различными дыхательными занятиями. А также с массажем мышц рта и прилегающих к нему областей. Если у мышц верхней и нижней Г нарушен тонус и они плохо смыкаются, то ребенку трудно даже сдуть кусочек ватки с ладони.
То есть воздушная струя не участвует в образовании звуков, речь очень бедная и часто спонтанная. Напряжение Г ведет к напряжению остальных мышц: языка и щек. Поэтому при обследовании ребенка логопед придает большое значение навыкам малыша по управлению воздушной струей. Малыша просят подуть как минимум 3 способами:
- подуть через сомкнутые губы, звук типа “пффф”
- сложить губы трубочкой “ффф”, дуем как на одуванчик
- с приоткрытым ртом, как будто хотим согреть руки “ххххх”
При этом наблюдаем, смыкаются ли Г, складываются ли они в трубочку, надуваются ли щеки. Очень часто дети не могут дуть вообще никак, это бывает при неправильном прикусе, когда Г не смыкаются, при дизартрии воздух растекается в щеки и они надуваются, очень слабый выдох при аденоидах. Если нет заднеязычных звуков, Г-К-Х, то получится звук не “ххх”, а что-то типа “тссь”.
Бывает, что ребенок может как-то дунуть. Но при этом струя воздуха настолько не целенаправленная, что не получается выдуть мыльный пузырь или сделать “тпру”. И кроме того, получается не “трубочка” языком, а нечто, похожее на пятачок поросенка. При попытке малыша улыбнуться наблюдается искривление линии рта, один уголок выше, другой ниже. Если пристальнее присмотреться к носогубным складкам, можно заметить их сглаживание и асимметрию.
Виды артикуляционной гимнастики
Все эти признаки неврологических отклонений. Неврология может быть и совсем легкой, малыш не стоит на учете в поликлинике, но мешать формированию полноценной речи. Исправить это поможет артикуляционная гимнастика, делать ее надо регулярно, сочетая с дыхательной, голосовой и с логопедическим массажем. Гимнастика бывает активная и пассивная, статическая и динамическая. Рассмотрим все эти виды, в сочетании с дыханием и массированием.
При пассивной гимнастике ребенок сам не может выполнить задание, взрослый ему помогает. Берет пальцами его Г, растягивает их или, наоборот, собирает в трубочку, смыкает и выполняет другие необходимые действия, постепенно приучая ребенка к тому, чтоб он делал это сам. При этом должна быть опора на зрительный анализатор, чтобы контролировать процесс, желательно все делать рядом с зеркалом.
Сочетание и последовательность разных видов
Последовательность такая: взрослый и малыш сидят перед зеркалом, взрослый показывает на себе, просит повторить, если у ребенка не получается, взрослый своими пальцами делает ему, затем ребенок пытается сделать это сам, а потом пробует сделать без помощи рук. Это уже активная гимнастика, может быть не сразу, периодически помогая пальцами. Главное не торопиться, должна точность и правильность выполнения, чтоб потом не надо было переучиваться.
Пассивная гимнастика тесно связана с массажем, вернее сказать, массаж плавно перетекает в пассивную гимнастику. Надо четко знать, что все упражнения надо выполнять предварительно расслабив Г. Нельзя делать на плотно сомкнутых, напряженных. И толку будет мало и ребенок будет испытывать дискомфорт и негатив, может вообще отказаться от занятий.
Для начала целесообразно научить малыша чувствовать разницу между напряженными и расслабленными губами, говорить ему: “Чувствуешь, как тебе приятно и хорошо, когда губки мягкие, какие они красивые”. Фиксировать его внимание, что когда Г напряжены, они тонкие, бледные, а расслабленные — яркие, “бантиком”. При постановке звуков это очень важно, чтобы ни челюсти ни губы не напрягались. Рот был широко открыт, иначе очень сложно работать над коррекцией фонетики.
При статической гимнастики Г задерживаются в одном положении некоторое время, например, на счет до 10. Выполняется упражнение “трубочка”, дети держат, а вы считаете. И так несколько раз, затем “заборчик” и опять держать в этом положении. При динамической гимнастике, наоборот, происходит активная работа Г, “заборчик — трубочка”, нужно работать Г, то растягивая их и показывать зубы, то вытягивать вперед в трубочку, тоже на счет в несколько приемов.
К динамической гимнастике переходить, когда каждое упражнение уже отработано, автоматизировано и ребенок его делает безупречно. Допускается помощь руками, если вдруг возникнет сбой, можно сочетать с голосовой гимнастикой, произносить при трубочке У, а при заборчике И в разном темпе, то быстро то медленно, то тише, то громче, то тонким голосом, то “толстым”.
Статические упражнения артикуляционной гимнастики
- трубочка губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У
- заборчик, открытая улыбка, показывать зубы, как при произношении звука И
- улыбка, закрытая, одними губами
- дом открыт, еще называется “окошко”, широко открыть рот — “открой окошко в домике”
- дом закрыт — губы вместе, тесно прижаты
- замок, накрыть верхней губой нижнюю, которую затянуть слегка в рот
- ключ, наоборот, нижней верхнюю
- тпру, губы сомкнуть, слегка вытянуть вперед и издать вибрирующий звук
- покажи верхние зубы, поднять верхнюю губу и показать верхние зубы
- покажи нижние зубы, верхнюю губу опустить, нижнюю оттянуть
- пятачок, вытянуть губы вперед, слегка их расширить
- рупор, еще называется “окошко” или “бублик”, губы как при произношении О
Динамическая гимнастика для детей
-
- заборчик — дудочка (лягушка — слон)
- открывать и закрывать рот, шлепать губами, издавая негромкий звук
- «воздушный поцелуй», вытягиваем губы вперед (как для поцелуя) — затем втягиваем щеки так, чтоб уголки рта соприкоснулись, как у рыбки
- покусывать то верхнюю губу, то нижнюю, “причешем губки”
- улыбка — трубочка
- дом открыт — закрыт, смыкать губы, напрягая их, открывать широко рот, расслабляя
показывать то верхние губы, то нижние, затем все сразу, заборчик - корчим рожи — двигать челюстью вправо-влево
- пятачок — трубочка
- окошко — домик открыт — трубочка — заборчик — О — А — У — И
- зарядка для хобота, трубочку крутить по часовой стрелке и против, вверх-вниз, вправо-влево. Посмотрите, какой слон, как он двигает своим хоботом.
Гимнастика в игровой форме
С этими упражнениями хорошо сочетается игры на развитие дыхания. Малыш не хочет заниматься, давайте будем играть. Не хочет смыкать Г, значит сдуваем ватку с ладошки, показываем ему, как весело делать “пффф”, как будто бабочка вспорхнула с ладошки. Нужно поднять нижнюю Г вверх — кладем ватку на нос и дуем с нижней губы. Скачет лошадка, щелкаем языком и вот она остановилась, “тпррру”, не получается, играем на губах как на балалайке.
Хорошо проходит игра с мыльными пузырями. Очень весело смотреть, как они летят, переливаются радужными разводами. “А теперь дуй сам!” — говорите малышу. Может не получится сразу, ничего страшного, подбадривайте ребенка. Дуйте с ним по очереди, он то ловит их руками, то дует. Можно еще поводить за кольцо рукой и пузырики тоже разлетаются в стороны.
Еще в помощь такие игрушки, как губная гармошка, дудочка, свисток, различные дуделки и свистульки. а также надувание шариков. Конечно, здесь уже требуются более сложные навыки, хорошо отработанные мышцы Г, умение, держать игрушку губами и при этом набирать воздух и выдыхать, не выпуская изо рта предмет. Поэтому ничего страшного, если поначалу дудочка будет выпадать вместе с выдохом, а воздух втягиваться из шарика, это отработается со временем.
Сладкая гимнастика
Можно также использоваться вкусные и сладкие “тренажеры”, различные сладкие палочки, червячки и сосательные конфетки. Дети могут их держать между Г, внутри “трубочки”. А также прижиматься “хоботком” к носу, удерживая палочки, как усы. Выплевывать кусочки печенья и шоколада между губ или брать их с блюдца губами, “кормиться как птенчики”.
На этом заканчиваю писать о гимнастике губ и дыхательных упражнениях. Если остались какие-нибудь вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, то пишите в комментариях. Делитесь новым материалом в соцсетях, подписывайтесь на новые статьи блога и вы узнаете много интересного.