Звуко-буквенный анализ и синтез в работе логопеда

Здравствуйте дорогие читатели и подписчики блога!
Многие из вас слышали такие слова, как “анализ” и ”синтез”, и вам покажется странным, какое они имеют отношение к логопедии. эти термины скорее всего встречаются в математике или в химии, однако анализ и синтез в логопедии тоже есть и они имеют очень большое значение для успешного овладения навыками чтения и письма. И об об этом пойдет речь в сегодняшней статье.

Для чего нужен

Я расскажу, что такое звуко-буквенный анализ и синтез — разбор элементов речи: слогов, слов и предложений, из каких символов они состоят, как они отображаются на письме (буквы) и как при говорении (звуки). Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако реальность заставляет снимать розовые очки даже с самых мечтательных романтиков,

Ребенку предстоит узнать, что предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из букв или звуков. И каждый звук отображается на письме с помощью специальных письменных значков. И они расположены в определенной последовательности. Если изменить их последовательность, то изменится и смысл слова, например, взять 3 буквы Т, К, О, из них можно выложить 3 слова: КОТ, ТОК, КТО, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.

С чего начать

Начать надо с самого простого, запоминать буквы (но не читать слова и тескты). При чем будет намного проще потом их сливать в слоги, если не говорить ребенку: “это буква эс”, а просто “буква с” и потянуть ее немного “ссссс”. Надо с этой буквой выполнять много манипуляций — лепить из пластилина, соленого теста. Выкладывать из фасоли или камушков марблс, писать пальцем на чем-нибудь шершавом, в воздухе, на запотевшем стекле, на земле, на снегу — все это зависит от вашей фантазии.

Позиция в начале слова

Затем сказать малышу, что, например, в букве А живет звук “ааа”, он тянется, мы его говорим с широко открытым ртом. И начинаем придумывать слова на этот звук, если дети справляются с этим заданием, начинаем усложнять, придумываем на звук А фрукты, транспорт, животных, съедобное и тп и тд. Затем делаем проверку, насколько усвоился навык, называем слова, и если в них есть искомый звук, надо хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть, показать карточку с этой буквой и тп и тд. Показывем несколько картинок, выбираем из них те, которые начинаются на нужный звук.

На что оканчивается слово

Когда этот навык усвоен, находим звук в конце слова. Порядок такой же, как с позицией в начале слова. Но можно включить игру в цепочки слов, следующее слово должно начинаться на звук, на который оканчивается предыдущее (лук — коса — ананас — сок). И можно проводить дифференциацию, делить слова на те, где звук в начале слова, а где в конце, раскладывать картинки на две кучки, например, “клювик” и “хвостик”, поднять то левую руку то правую, прыгнуть или присесть, поднять руки вверх, опустить вниз и тп и тд

Звук в середине слова

Затем подключается позиция в середине слова, она самая сложная, особенно для тех деток, у которых фонематический слух особо сильно нарушен. Они не слышат гласные в середине слова и пишут также: “дорога — дрога”, “молоко — млоко”. Отрабатываем по вышеприведенной схеме. Затем подключаем 3 позиции, 3 разных действия. Расставляем картинки на 3 кучки “клювик”, ”хвостик”, ”крылышки”. Или традиционно сажаем в поезд — соответственно 1й, 2й и 3й вагончики. и уже здесь можно параллельно делить слова на слоги и находить ударный гласный.

Деление на слоги

Один из вариантов: есть 3 домика, с одним окном, двумя, тремя, это количество слогов. Будем селить туда жильцов, в зависимости от количества слогов. Чтобы малышу легче было делить на слоги, надо держать ладонь под подбородком и считать, сколько раз открыли рот, столько и слогов. Можно делить на части, хлопая в ладоши, но если проблемы с фонематическим слухом, то ребенок будет ошибаться, например слово “потолок” разделит “по-то-ло-к”, в этом случае должна быть четкая инструкция — слог только на открытый рот, а при произнесении “к” рот не открывается.

Нахождение ударного слога тоже выявляют проблемы с языковым чутьем. Надо показывать голосом, утрированно выделяя каждый слог в слове, например “молоко” разделить на слоги, затем произносить “мОлоко, молОко, молокО”, пусть ребенок выберет правильный вариант. Ударный слог можно выделять взмахом руки. Выделение этого слога интонацией и повышением громкости поможет заложить основы красивой речи и выразительного чтения.

Составляем схему

После этого знакомим ребенка с понятием предложения и говорим, что оно состоит из нескольких слов. Например, “Маша моет руки”, в этом предложении 3 слова. Берем 1 длинную полоску (палочку, чертим линию). Затем под длинной полоской кладем 3 покороче, это слова, полоска “Маша”, полоска “моет”, полоска “руки”. После этого начинаем каждое слово делить на слоги и выкладывать ниже более мелкие полоски, слоги. Для детей до 5 лет этого вполне достаточно.

Уже в подготовительной группе под каждым слогом сначала выкладываются квадратики-звуки, разного цвета, как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого цвета. Под ними из разрезной азбуки выкладываются буквы. Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звуко буквенного анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок, делить слова на слоги, выделяя ударный гласный.

Можно не писать буквы, а складывать из магнитной азбуки, кубиков, карточек и другого подручного материала. Это в том случае, если мелкая моторика развита слабо, малышу тяжело писать, а буквы он уже знает хорошо. И таким образом развести развитие пальцев и фонетический разбор на время и соединить эти навыки потом по мере развития руки. В любом случае надо смотреть на зоны ближайшего развития ребенка, смотреть, что он умеет сам, а где он справится только совместно с вами.

На этом писать заканчиваю, потому что тема очень обширная и раскрыть ее в одной статье невозможно, будет целый цикл, потому что это основа основ работы логопеда. Так что следите за обновлениями блога, оформляйте подписку, пишите в комментариях о своем опыте, делитесь в соцсетях с друзьями и знакомыми.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности