Закрепление звука Р в начале слова


Здравствуйте уважаемые читатели блога!
Ваш ребенок наконец-то научился рычать или трещать языком, но в своей речи эти навыки не использует. И вас это сильно напрягает. Хотя уже можно начинать отрабатывать звук, но автоматизация Р в начале слова происходит не сразу. Тут есть несколько тонкостей и маленьких хитростей, о которых я вам расскажу. Очень часто родители начинают переживать из-за того, что у ребенка не все идет гладко. Им и невдомек, что это порой естественный процесс.

Этапы коррекции звукопроизношения

Ведь процесс исправления неправильного произношения происходит в несколько этапов. Сначала логопед смотрит, что у ребенка мешает правильной артикуляции.  Затем он начинает готовить органы речи с помощью массажа, гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений. Когда все приходит в норму, начинается сам процесс постановки звука, затем автоматизация его произношения в прямых, обратных и закрытых слогах.

Закрепление в словах из 3 и 4 звуков

И вот все это пройдено, наступило наконец пора закрепления в словах. Самое главное, не забывать о дидактических принципах: от простого к сложному и дробление одного навыка на множество промежуточных. Начинаем с самых простых слов, состоящих из 3 звуков ,

Слова из трех звуков на Р
раб рад раз рак рать ров рог род рок рос рот рожь Русь рык рыть рык рысь

Затем из 4, следить, чтоб звук Р был в ударных слогах.
Слова из 4 звуков на Р в ударном слоге
рады раки рамы рана рано Рома роза рожа росы роща Рона рота руки руды Руза рута рыбка

И, что еще немаловажно, в слове не должно быть второго звука, непроизносимого ребенком (или вызывающего затруднение).

 

Точный подбор слов

Часто бывает, что кроме Р, у малыша есть проблемы с другими звуками, например с Ш-Ж или З-С. Тогда не стоит начинать с таких слов, как “рыжик, роза”. Нельзя давать слова, со звуком, который надо будет потом отдифференцировать, например, Л и Й (руль, рай, роль, рой). Но после того, как у ребенка четко сформируется навык по произношению Р в начале слова и логопед научит его отличать Р от Л и от Й, то эти слова уже можно использовать. Я об этом расскажу потом.

Также надо следить, чтобы в начале не встречались для закрепления слова одновременно с твердым и мягкими Р и РЬ. Ребенок может легко сказать “рад”, но затруднится “ряд” или наоборот, ничего страшного. Отрабатываем сначала то, что получается, если хороши мягкие РЬ, начинаем с мягких. Если наоборот твердые идут, а мягкие нет, то не делаем драму на ровном месте, не обвиняем ребенка во всех грехах сразу, а повторяем то, что получается на этот раз.

Психология успеха

Не надо забывать, что для того, чтоб у малыша все получалось и он старался, он должен чувствовать себя успешным, что ему все по плечу. Почаще его хвалить, и тогда у него отрастают крылья. Не надо их подрезать своим неодобрением. Не надо стараться бежать впереди велосипеда. Помните, что не получается сейчас — получится позже, главное, набраться терпением и искренне радоваться успехом своего ребенка.

Переход к самостоятельному проговариванию

Еще один момент, о котором надо помнить. Есть разница, произносит ли слово со звуком Р ребенок сам или повторяет за вами. Поэтому сначала смотрите картинки вместе, произносите, сильно выделяя звук, малыш повторяет за вами. Через некоторое время, когда вам покажется, что все хорошо, попросите ребенка назвать картинки самому, напомнив ему о том, что он не должен забывать произнести Р.

Постепенно усложняем задания

Когда дети справляются с простыми словами, короткими, с Р в ударном слоге, приходит время переходить к более сложным словам, где этот звук в безударных слогах и более длинных, из 5 — 6 букв (рукав, роман, дорога, города), не забывая, что первое время следует избегать слов со звуками, которые сложны для ребенка (гараж, коржик, рожок).

Также отдельно надо отрабатывать слоги со стечением согласных (гра, дра, кра, пра, вра), потому что иногда ребенок не может сразу произнести “гроза” без проработки слогов “гра гро гру гры”. А иногда, наоборот, хорошо идут слоги “дра тра”, а прямые слоги отрабатываются гораздо позже, когда в стечении войдут все согласные. В таких случаях сначала отрабатываются всевозможные комбинации слов со стечением согласных с Р, а потом переходим к отработке в прямых слогах.

Когда ребенок уже легко сам называет картинки и предметы со звуком Р, состоящие из 6 или звуков (радуга, короткая, собирать), можно начинать переходить к более сложным словам. Можно начинать добавлять и слова с другими звуками, шипящими и свистящими. Например, “дорожка”, “расти”, но тоже постепенно, не требуя сразу произношения всех звуков. Сначала только Р, потом когда Р закрепилось, начинать требовать и произношения другого звука, если он поставлен и автоматизирован.

В таком случае будет происходить автоматизация двух звуков. Сначала ребенок должен проговаривать слово утрированно, по слогам, “га-ра-жи”, выделяя и Р и Ж. Не следует требовать четкого и быстрого произнесения всего слова, иначе ребенок может заупрямиться и вообще перестанет выполнять задания на автоматизацию звуков, а это совсем не то, что нам надо.

Дальнейшие этапы работы над звуком

После того, как дети начинают стабильно самостоятельно произносить Р в начале слова уже в более длинных словах (расческа, разница, рубашка), можно переходить к автоматизации этого звука с конце, середине слова и со стечением согласных. Опять же, смотреть, что легче ему дается, всегда надо идти по пути наименьшего сопротивления, чтоб не отбить охотку заниматься.

После того, как отработаны все позиции Р в словах, надо переходить к дифференциации со звуками, сходными по произношению: Р — РЬ (рад — ряд, жар — жарь), Р — Л (рак — лак, рейка — лейка), Р — Й (рад — яд). Это материалы отдельных статей. Но сразу хочу предупредить, что не надо ругать ребенка заранее, до проведения различения, например Р и Л, если малыш путает их в словах. Это нормальный процесс вхождения звука в речь.

И надо отметить, что какое-то время, в среднем около месяца, звук Р будет сильно выделяться в речи, потому что он ставится на твердой атаке. Не надо заранее пугаться, придет время и Р вольется в общий звуковой ряд и не будет выделяться на общем фоне речи. Вот здесь можно подобрать слова для закрепления исходя из возможностей ребенка. Также посмотрите ниже видео с картинками на звук Р в начале слова вместе с детьми.

Видеоролик: слова на звук Р в начале слова

Если ваше устройство не поддерживает видео, пройдите по этой ссылке.

Дорогие читатели, подписывайтесь на обновления блога, читайте статьи, применяйте советы на практики, пишите о результатах. Предлагайте друзьям и знакомым также почитать, делитесь в соцсетях, возможно многие найдут много нового и интересного.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности