Упражнение чашечка имеет большое значение для правильной артикуляции


Здравствуйте, дорогие читатели!
Знаете ли вы такую посуду, которая не бьется, не ломается и сама моется? “Наверно какая-нибудь нано-посуда или просто одноразовая” — подумаете вы, и будете не правы, потому что есть такая чашечка (Ч), которая всегда с нами и обладает всеми эти свойствами, это артикуляционное упражнение чашечка. И делается она языком (Я), если вы не умеете, я вас научу. Главное желание, терпение и масса старания — и у вас получится самая лучшая Ч на свете.

Для чего нужно упражнение?

Это упражнение имеет очень большое значение для постановки и автоматизации многих звуков. Поэтому всем тем, кто хочет разговаривать чисто, красиво и без ошибок без него не обойтись. А шипящие звуки вообще поставить проблематично, если ребенок не умеет складывать язык  нужным образом, если он похож на булочку и воздух растекается с ее боков по щекам, а не выходит к передним зубам, как должно быть в норме.

Для того, чтоб вылепить из “булочки” “чашечку” нужно хорошо расслабить язык и иметь зрительный контроль над процессом. Поэтому желательно, чтоб перед ребенком стояло зеркало достаточного размера, позволяющее увидеть отражение своего лица, а лучше, если там поместится еще и взрослый, чтоб малыш смотрел “как надо правильно делать” и сравнивал с тем, что получается у него.

При кажущейся простоте упражнение требует на самом деле сочетание правильной работы мышц, их достаточной гибкости с точно направленной воздушной струей, которая регулируется по силе и длительности. О самом сочетании я расскажу в статье, посвященной постановке шипящих звуков, здесь будет речь только о том, как добиться нужной формы Я и его подвижности.

Как научиться делать?

Есть несколько способов научиться делать Ч, все они основаны на расслаблении определенных участков Я. Параллельно делаем логопедический массаж, а также и самомассаж Я. Один из самых простых: положить широкий мягкий Я на расслабленную нижнюю губу, затем попросить ребенка “сделать чашечку языком”. Показать на себе, как это должно выглядеть.

Очень часто малыш не может это сделать, тогда надо показать, как “сделать ямку” пальцем, уперев его в середину Я отступив немного от кончика. Я должен рефлекторно сложиться в чашечку. Если это не произошло, значит тонус Я нарушен и надо это исправить. Как я уже выше писала, массаж (о нем будет отдельная статья) и самомассаж, он доступен каждому, главное делать осторожно и не повредить слизистую Я.

Приемы самомассажа очень легкие и доступные, главное их обыграть так, чтобы они не вызвали у ребенка негатив. Иногда процесс может затянуться надолго, особенно при дизартрии. Надо запастись терпением и придумать большое количество игровых приемов. И не забываем о санитарии и гигиене, руки должны быть чистые, рот прополоскать до и после занятий, использовать носовые платки или марлевые салфетки, что не было прямого контакта с поверхностью Я.

Самомассаж

Все начинают делать с упражнения “блинчик”, при широко открытом рте. Сначала просто держим Я в таком положении на счет до 10. Затем шлепаем губами “пя-пя-пя”и зубами “тя-тя-тя”, “причесываем” Я. Продвигаем его вперед и назад между близко сведенными зубами. Либо почесываем его из упражнения “горка”. “Кушаем” язык — двигаем его между зубов вперед и назад, покусывая его, как будто сначала “зажевываем”, потом выталкиваем изо рта.

Делаем Я как можно шире и покусываем его бока то слева то справа. Лучше всего это делать под наблюдением специалиста, чтоб избежать травм и осложнений. Еще можно просто похлопать по высунутому Я слегка руками, чтоб он стал более плоским и широким. Чтобы малыш запомнил ощущения широкого Я, надо делать на контрасте то узкий то широкий Я. Фиксируя внимание, как приятно, когда Я расслаблен и широк.

Пассивная гимнастика

И переходим к пассивной гимнастике, когда Я придается нужная форма с помощью рук. Если ребенок уже более-менее может расширить кончик Я, то берем его и слегка заворачиваем назад. Лучше от упражнения “трубочка языком”, когда малыш начинает ее разворачивать, пытаемся завернуть кончик. После того, как Ч начинает получаться, надо добиться ее стабильности и лабильности. Самое главное, перенести за верхние зубы.

Это очень легко, но только при условии, что нет нарушений прикуса и дистонии Я. В таких случаях Ч “ломается”.  Приходится заново отрабатывать положение Я в форме Ч, но уже в виде упражнения “парус”.

Динамическая гимнастика

Это такие упражнения, когда Я меняет форму и положение, как и в процессе речи, когда мы говорим, Я переходит из одного артикуляционного уклада к другому, перестраиваясь на ходу. К этому виду гимнастики переходим тогда, когда уже все отработано в статичном виде. И делать ее надо перед зеркалом, чтобы была опора на зрительный анализатор. Рот должен быть широко открыт, губы не напряжены, как отрабатывать их положение, написано в статье про гимнастику для губ.

Физминутка с чашечкой

Ладошку складываем чашечкой. В другой руке пальцы складываем в кулачок, вытянув только мизинец — это носик чайника. Затем показываем, как «наливаем чай» — мизинцем в ладошку, приговаривая «чшшш», как будто льется струя воды. Затем ладошку подносим ко рту и втягиваем воздух губами, «пьем чай».

Артикуляционная гимнастика «чаепитие»

Пьем чай с конфетами, блинами, вареньем, сладкими трубочками, дуем на чай.

  • блинчик — чашечка (широкий язык кладем на губу, затем заворачиваем кончик в форме чашечки)
  • чашечка — трубочка (язык складываем то трубочкой то чашечкой)
  • конфетка — чашечка (присасываем кончик языка к верхней губе — чашечка)
  • мед — чашечка (язык “приклеился ” к верхней губе — чашечка)
  • варенье — чашечка (облизываем верхнюю губу то сверху вниз, то влево-вправо)
  • чашечка — ириска (Я в форме Ч поднимается вверх за зубы, как будто хочет убрать оттуда приклеенную ириску (жвачку)
  • дуем на чай — чашечка (постучали по губе “пя-пя-пя”, подули на чай, выпили чашку)

После того, как ребенок научился хорошо держать Ч, а также легко переходить в трубочку и поднимать как “парус”, то вполне можно переходить в постановке верхних звуков: Д — Т, шипящих, соноров.  Добавляйте дыхательные упражнения, которые помогают отработать направление выдуваемой воздушной струи строго посередине. Об этом я вам расскажу в отдельных статьях по постановке Р, Ш и дыхательной гимнастике.

А на этом заканчиваю эту статью, пишите в комментариях ваши вопросы и замечания. Делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми.

Похожие статьи:

Обсуждение: Один комментарий

  1. Надежда

    Почему не под всеми статьями есть возможность оставить комментарий? Хотела некоторые статьи прокомментировать, ан нет — не получилось.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2019 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности