Упражнение чашечка имеет большое значение для правильной артикуляции


Здравствуйте, дорогие читатели!
Знаете ли вы такую посуду, которая не бьется, не ломается и сама моется? “Наверно какая-нибудь нано-посуда или просто одноразовая” — подумаете вы, и будете не правы, потому что есть такая чашечка (Ч), которая всегда с нами и обладает всеми эти свойствами, это артикуляционное упражнение чашечка. И делается она языком (Я), если вы не умеете, я вас научу. Главное желание, терпение и масса старания — и у вас получится самая лучшая Ч на свете.

Для чего нужно упражнение?

Это упражнение имеет очень большое значение для постановки и автоматизации многих звуков. Поэтому всем тем, кто хочет разговаривать чисто, красиво и без ошибок без него не обойтись. А шипящие звуки вообще поставить проблематично, если ребенок не умеет складывать язык  нужным образом, если он похож на булочку и воздух растекается с ее боков по щекам, а не выходит к передним зубам, как должно быть в норме.

Для того, чтоб вылепить из “булочки” “чашечку” нужно хорошо расслабить язык и иметь зрительный контроль над процессом. Поэтому желательно, чтоб перед ребенком стояло зеркало достаточного размера, позволяющее увидеть отражение своего лица, а лучше, если там поместится еще и взрослый, чтоб малыш смотрел “как надо правильно делать” и сравнивал с тем, что получается у него.

При кажущейся простоте упражнение требует на самом деле сочетание правильной работы мышц, их достаточной гибкости с точно направленной воздушной струей, которая регулируется по силе и длительности. О самом сочетании я расскажу в статье, посвященной постановке шипящих звуков, здесь будет речь только о том, как добиться нужной формы Я и его подвижности.

Как научиться делать?

Есть несколько способов научиться делать Ч, все они основаны на расслаблении определенных участков Я, поэтому очень важно параллельно делать логопедический массаж, а также и самомассаж Я. Один из самых простых: положить широкий мягкий Я на расслабленную нижнюю губу, затем попросить ребенка “сделать чашечку языком” и показать на себе, как это должно выглядеть.

Очень часто малыш не может это сделать, тогда надо показать, как “сделать ямку” пальцем, уперев его в середину Я отступив немного от кончика. Я должен рефлекторно сложиться в чашечку. Если это не произошло, значит тонус Я нарушен и надо это исправить. Как я уже выше писала, массаж (о нем будет отдельная статья) и самомассаж, он доступен каждому, главное делать осторожно и не повредить слизистую Я.

Приемы самомассажа очень легкие и доступные, главное их обыграть так, чтобы они не вызвали у ребенка негатив. Иногда процесс может затянуться надолго, особенно при дизартрии, поэтому нужно запастись терпением и придумать большое количество игровых приемов. И не надо забывать о санитарии и гигиене, руки должны быть чистые, рот прополоскать до и после занятий, использовать носовые платки или марлевые салфетки, что не было прямого контакта с поверхностью Я.

Самомассаж

Все начинают делать с упражнения “блинчик”, при широко открытом рте. Сначала просто держим Я в таком положении на счет до 10. Затем шлепаем губами “пя-пя-пя”и зубами “тя-тя-тя”, “причесываем” Я, продвигая его вперед и назад между близко сведенными зубами. Либо почесываем его из упражнения “горка”. “Кушаем” язык — двигаем его между зубов вперед и назад, покусывая его, как будто сначала “зажевываем”, потом выталкиваем изо рта.

Делаем Я как можно шире и покусываем его бока то слева то справа. Лучше всего это делать под наблюдением специалиста, чтоб избежать травм и осложнений. Еще можно просто похлопать по высунутому Я слегка руками, чтоб он стал более плоским и широким. Чтобы малыш запомнил ощущения широкого Я, надо делать на контрасте то узкий то широкий Я, фиксируя при этом внимание, как приятно, когда Я расслаблен и широк.

Пассивная гимнастика

И переходим к пассивной гимнастике, когда Я придается нужная форма с помощью рук. Если ребенок уже более-менее может расширить кончик Я, то берем его и слегка заворачиваем назад. Лучше от упражнения “трубочка языком”, когда малыш начинает ее разворачивать, пытаемся завернуть кончик. После того, как Ч начинает получаться, надо добиться ее стабильности и лабильности. Самое главное, перенести за верхние зубы.

Это очень легко, но только при условии, что нет нарушений прикуса и дистонии Я. В таких случаях Ч “ломается” и приходится заново отрабатывать положение Я в форме Ч, но уже в виде упражнения “парус”.

Динамическая гимнастика

Это уже будет динамическая гимнастика, когда Я меняет форму и положение, как и в процессе речи, когда мы говорим, Я переходит из одного артикуляционного уклада к другому, перестраиваясь на ходу. К этому виду гимнастики переходим тогда, когда уже все отработано в статичном виде. И делать ее надо перед зеркалом, чтобы была опора на зрительный анализатор. Рот должен быть широко открыт, губы не напряжены, как отрабатывать их положение, написано в статье про гимнастику для губ.

Физминутка с чашечкой

Ладошку складываем чашечкой. В другой руке пальцы складываем в кулачок, вытянув только мизинец — это носик чайника. Затем показываем, как «наливаем чай» — мизинцем в ладошку, приговаривая «чшшш», как будто льется струя воды. Затем ладошку подносим ко рту и втягиваем воздух губами, «пьем чай».

Артикуляционная гимнастика «чаепитие»

Пьем чай с конфетами, блинами, вареньем, сладкими трубочками, дуем на чай.

  • блинчик — чашечка (широкий язык кладем на губу, затем заворачиваем кончик в форме чашечки)
  • чашечка — трубочка (язык складываем то трубочкой то чашечкой)
  • конфетка — чашечка (присасываем кончик языка к верхней губе — чашечка)
  • мед — чашечка (язык “приклеился ” к верхней губе — чашечка)
  • варенье — чашечка (облизываем верхнюю губу то сверху вниз, то влево-вправо)
  • чашечка — ириска (Я в форме Ч поднимается вверх за зубы, как будто хочет убрать оттуда приклеенную ириску (жвачку)
  • дуем на чай — чашечка (постучали по губе “пя-пя-пя”, подули на чай, выпили чашку)

После того, как ребенок научился хорошо держать Ч, а также легко переходить в трубочку и поднимать как “парус”, то вполне можно переходить в постановке верхних звуков: Д — Т, шипящих, соноров, добавляя дыхательные упражнения, которые помогают отработать направление выдуваемой воздушной струи строго посередине. Об этом я вам расскажу в отдельных статьях по постановке Р, Ш и дыхательной гимнастике.

А на этом заканчиваю эту статью, пишите в комментариях ваши вопросы и замечания, делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми.

Похожие статьи:

Обсуждение: Один комментарий

  1. Надежда

    Почему не под всеми статьями есть возможность оставить комментарий? Хотела некоторые статьи прокомментировать, ан нет — не получилось.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности