Как используется су джок терапия в работе логопеда для активизации речи

Здравствуйте, дорогие подписчики!
Не секрет, что одним из важнейших показателей психического здоровья ребенка является речь. Умение общаться, высказывать свои мысли и чувства, обобщать, составлять связный рассказ позволяет малышу интегрироваться в общество, стать полноправным его членом. Моторика и речь тесно связано между собой, задержка развития одной ведет к задержке другой. Сегодня мы расскажем о нетрадиционных методах стимуляции речи, в частности о применении су джок в логопедии.

В последнее время встречается много детей, имеющих разную речевую патологию, проблемы с мелкой моторикой, сенсорным развитием. Недоразвитие речи вызывают проблемы коммуникации, эмоционально — волевые нарушения, различные функциональные личностные отклонения, проблемы с усвоением учебного материала.

Методики, по которым работает специалист – логопед, можно условно разделить на два типа:

  1. Непосредственно воздействующие на речевой аппарат
  2. Опосредованно действующие, через формирование сенсорики, моторики пальцев.

Корейское изобретение относится к последней группе методик, и в настоящее время стала весьма популярной.

Как это работает?

Знания о значении точечного массажа на работу всего организма накоплены с древних времен. Внутренние органы и системы человека имеют проекцию на поверхности кожи в виде специальных зон или точек, особенно много их на верхних и нижних конечностях. Воздействие на эти зоны позволяет активизировать работу соответствующего органа, улучшить его состояние, уменьшить негативные проявления.

Способ активации изобретен южнокорейским профессором Пак Чже Ву, он прост и совершенно безвреден, не имеет никаких побочных эффектов или осложнений. Поэтому использование су джок методик в занятиях дает очень хороший результат у детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности, как при работе квалифицированного логопеда – специалиста, так и во время применения родителями дома.

Чаще всего используется массажер в виде круглой коробочки, похожей на каштан. Внутри ее лежат две металлические пружинки в виде колечка. Их можно одевать на пальцы рук и ног, при этом возникают приятные ощущения. Иногда щекотно, но ни капельки не больно. поверхность каштанчика неровная, на нем шипы-колючки либо пупырышки. Маленьким пациентам лучше последние, они не колются, их можно катать в ладошках, по щекам и другим частям тела.

Правила выполнения

Для проведения логопедических упражнений с внедрением су джок воздействия понадобятся специальные шары разных цветов и кольца. Неравномерная поверхность позволяет применять их как эффективные массажеры, а также инструмент для развития моторики рук. Общие правила:

  • воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка;
  • массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла;
  • проводить такие занятия можно, если малыш хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний;
  • нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение;
  • избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу массажируемого.

Как заниматься с шариком-"каштаном"

Прежде всего, игры с шариком и кольцом су джок используются для массажа пальчиков и ладошек. Возможно одновременное использование во время занятий шариков и колечек. Пальчиковые игры сопровождаются интересными ритмичными стихами, что делает су джок процедуры привлекательными и приятными для детей.

Примеры игр:

  • Шариком кружок катаю, взад — вперед его гоняю. Глажу, чищу я ладошки, будто с них сметаю крошки. (Под речь взрослого, малыши выполняют те действия, о которых говорится в стихах)
  • Ёжик бегал на ладошке, у него устали ножки. На спинке иголки, ох какие колкие. Ежик ростом очень мал, нам иголки показал, а иголки тоже на ежей похожи. (Малыш катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.)
  • «Сорока» — всем известная сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони, а называя очередного гостя – одеваем на каждый палец колечко, прокатывая его до основания и снимая.
  • Шла медведица спросонок, (нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги), а за нею – медвежонок (нажатие сделать слабее). Прибежали тут детишки, (снова усилить воздействие, ускорить темп), принесли в лукошке книжки. Стали книжки открывать (нажать шаром поочередно на пальцы) и на листиках писать.

Работа над речью

Непосредственная логопедическая работа с грамматическими и лексическими категориями, фонематическим слухом, звукопроизношением тоже возможна с применением шариков:

  • Отработка лексико-грамматических понятий. Взрослый катит шарик по столу к ребенку, называя животное или вещь. Пациент ловит шар и катит обратно, превращая названное во множественное число.
  • Точно также можно построить игру на применение суффиксов, например, уменьшительно — ласкательных (лис – лисенок, кот – котенок).
  • Слоговая структура слова. Произнося слова по слогам, двигать или крутить шарик в соответствии с ритмическим рисунком, одно движение на 1 слог. Или простучать массажером заданный ритм. Вдеваем пальчики в пружинки — сколько слогов, столько и пальчиков.
  • Фонематический слух - прислушиваясь к словам, которые называет взрослый, проехать столько звуковых дорожек, сколько заданных звуков встречается в слове.
  • Напишите на бумаге букву, попросите ребят прокатить шарик с помощью ладошки или пальчиков по контуру буквы.
  • Можно позволить самостоятельно поиграть шарами, развивая творчество и фантазию.

Занятия с кольцом-пружинкой

Проговаривая известные считалки, потешки или стихи, поочередно на каждый палец одевать и прокатывать су джок кольцо:

  • «Первый пальчик — дедушка, второй пальчик — бабушка, третий пальчик — папа, этот пальчик — мама, последний пальчик — я, это вся моя семья.»
  • «Братцы». «Василию — старшому — дрова рубить, Степке — указке — воды налить, Федьке — середке — огонь разводить, Ваньке — сиротинке — кашку варить, малышу Тимошке — на гармошке играть, родных братьев забавлять.»

Такой массаж за счет активации нужных зон в коре головного мозга при су джок воздействии стимулирует не только речь, но и улучшает запоминание, концентрацию внимания, активизирует мышление и другие когнитивные функции. А это позволяет улучшить результат и сделать более эффективной коррекционную работу логопеда. Применять методику могут и родители самостоятельно дома.

Сегодня вы познакомились с необычным способом логопедических занятий. Надеемся, вам было интересно и описанные приемы вы станете применять для развития ваших детей. Заглядывайте к нам еще и вы узнаете о самых необычных методиках.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности