Наиболее эффектные и популярные способы и приемы постановки звука С

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!
Продолжу тему о подготовке к постановке звука С и расскажу о том, какие приемы и способы постановки свистящих звуков используют логопеды в своей работе. В русском языке 3 свистящих звука: С, З и Ц. Обычно сначала ставится С, он глухой, затем подключается голос для З и цоканье для Ц.

Краткий план постановки звука С

  • обследование и диагностика
  • подготовка артикуляционного аппарата
  • работа над воздушной струей
  • массаж органов речи
  • получение звука с помощью различных приспособлений или без них
  • разграничение со сходными про произношению, начиная с шипящих, Т, Х, Ф и др, затем З и Ц, и, наконец, СЬ

Обследование и диагностика

Сначала логопед слушает, как звучит речь ребенка, затем смотрит на работу органов речи, проверяет подвижность языка, тонус губ и щек. После этого проводит краткий опрос родителей об речевом развитии ребенка и сопутствующих заболеваниях. Выясняет, не стоит ли на учете где-либо, каких специалистов посещал и какие обследования проводились. Все это нужно не для пустого любопытства, а чтоб прояснить общую картину и причины дефекта.

В ходе обследования выясняется:

  • звук искажается или он отсутствует вообще
  • есть смешение с другими звуками
  • нарушена ли слоговая структура и фонематический слух
  • есть ли проблемы с иннервацией речевой мускулатуры
  • нет ли аденоидов
  • состояние прикуса

Все это влияет на способы и приемы постановки звука С, логопед всегда исходит из того, что уже есть на данный момент.

По подражанию

Начнем с самого легкого случая, когда у малыша нет серьезной патологии, тогда можно вызвать звук по подражанию. После того, как он научится держать широкий язык, упираясь в нижние зубы (горка, кошка сердится) показать ему как дует “холодный ветерок” и подуть “ссссс”. Можно предварительно сдувать из этой позиции кусочек ватки или полоски бумаги. Если язык не выскакивает из-за зубов, то звук, в принципе, уже поставлен. Можно переходить к закреплению в слогах.

Механическая помощь

Если язык не удерживается за зубами, а выпрыгивает, то нужна механическая поддержка. Удерживать язык ребенка в позе горки можно с помощью:

  • пальца (предварительно помытого)
  • зонда массажного либо специального постановочного
  • зубочистки (отломив острый край)
  • спички (не серной головкой)
  • ватной палочки

параллельно отрабатывая гимнастику:

  • трубочку языком
  • блинчик
  • чистим нижние зубы
  • расчесываем язык
  • катаем катушку
  • заборчик — трубочка губами

дыхательные упражнения:

  • сдуть ватку с языка между губ
  • между зубов
  • с горки
  • спичку с горки

голосовые

  • тянуть звуки И, А, Э в положении горки

массаж языка и губ

Затем все эти отработанные по отдельности навыки соединяются, держать ребенку язык и сдувать ватку. Он держит горку, тянет “иииии”, затем добавляет “ссссс” — иногда свистящие лучше ставятся в обратных слогах — АС, ИС, ЭС, ЫС, можно и УС и ОС, но при этом надо четко делать губами “трубочку-заборчик”. Если сначала “сссс”, а потом “ииии”, то будет СЬ, что тоже не страшно, от него потом не сложно поставить и твердый звук, прижимая зондом спинку языка.

Массаж

Самая большая сложность при постановке в случаях межзубного и бокового сигматизма. Тут основной упор делается на массаж, потому что причина патологического рефлекса чаще всего лежит в неправильном прикусе и нарушении иннервации, либо по отдельности, но чаще идет в одном флаконе. Основной упор делается на массаж, дизартрия без него никогда не исправляется в полной мере. В этом случае свистящие звуки ставятся самыми последними, после того, как исправлены все другие.

Ну и обязательно нужна консультация с ортодонтом, поскольку неправильный прикус плохо влияет не только на произношение, но на все здоровье в целом, ведет к заболеваниям ЛОР-органов, остеохондрозу шейных позвонков, поскольку неправильно формируется лицевой скелет, а следовательно вся костно-мышечная система в целом. При проблемах с прикусом массаж тоже очень помогает. Язык, как орган без костей, очень эластичный и может принять любую форму.

На этом заканчиваю писать эту статью, но тема коррекции свистящих звуков будет продолжена, следите за новостями, подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть всегда в курсе. Пишите в комментариях свои замечания и предложения, делитесь своим опытом. Скидывайте ссылки на статьи своим друзьям и знакомым на форумах и в соцсетях, чтобы обсудить с ними проблемы развития речи детей. Всего хорошего, успехов!

Можно еще прочитать:
постановка звука ш
постановка звука р

Похожие статьи:

Обсуждение: 4 комментария

  1. seoonly.ru

    Спасибо!

    Ответить
  2. Татьяна

    Очень содержательная статья. Спасибо.

    Ответить
    1. koralina

      Спасибо за комментарий! Еще будет продолжение про закрепление звука в словах, предложениях и введение в речь, заходите, читайте.

      Ответить
  3. Надежда

    Мне кажется, что эти упражнения подойдут и для человека, который хочет что то надиктовать на диктофон или что то озвучить, чтобы речь была плавная, чистая, своего рода как распевка у певцов.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности