Способы и приемы для постановки звука Ш

Здравствуйте, дорогие читатели!
В прошлой статье я рассказала о подготовке органов артикуляции к постановке звука Ш. Продолжая развивать тему, расскажу, какие есть способы постановки ш. Артикуляционный уклад Ш таков, что широкий язык должен находится и удерживаться за верхними зубами. Оба этих условия требуют специальной тренировки. Как правило, при первичном обследовании выясняется, что у ребенка язык узкий и он не может его поднять вверх совсем или сильно затрудняется.

По подражанию от «паруса»

Поэтому приемы постановки звука зависят прежде всего от того, что есть у ребенка в активе, что он умеет выговаривать.Если проблем особых нет ни с прикусом, ни с аденоидами, ни с иннервацией, то ставится звук очень просто, можно сразу за одно занятие. Достаточно показать малышу, куда он должен поднять язык, можно добавить сенсорных ощущений, потрогав это место за верхними зубами пальцем, зондом, ложкой или пусть ребенок сам его потрогает.

Затем провести чем-нибудь острым, но не травмирующим, например ногтем по кончику языка. И сказать, что вот этим кончикам упереться в то место. Затем язычок слегка расширить “как парус” и произнести Т, если язык не выпал, то это хороший признак и можно идти дальше, попросить как бы “подуть на парус”, то есть попытаться произносить звук Т подольше, что среднее между “тссс” и “тффф”.

С помощью зонда

Если даже язык вывалился тоже ничего криминального нет, просто придержать его теми же пальцем / зондом / ватной палочкой. И продолжать дуть. И показывать, как это должно выглядеть в идеале. И надо находится перед зеркалом, чтобы малыш видел образец и сравнивал с тем, как получается у него. Постепенно должен вырисовываться звук похожий на Ш. Но если все ухищрения не помогают, звук не тот, то надо перейти к варианту Б.

Постановка от С

А это значит ставить по принципу “чем богаты тем и рады”. Обычно ставится либо от Р либо от С. Второй способ самый популярный. Если нет сильной дизартрии, язык не дергается и не уходит в сторону, то со звуком С нет проблем в его постановке. Даже если звук не совсем четкий в свисте, то для шипения пойдет. Поднимаем язык кверху и просим произнести С, главное, чтоб он не напрягался. Звук получается хороший, если язык достаточно широкий и отработана дыхательная струя посередине.

Затем просто просить малыша дуть, придерживая язык вверху, периодически убирая подпорки. Можно даже начинать закрепление в слогах и коротких словах в начальной позиции. Также продолжать дуть на ватку и полоски бумаги. Ватный шарик класть на ладошку, он должен подскакивать. Дутье должно быть легкое, без усилий и напряжений в мышцах губ. Следите, что ребенок не напрягал брови, шею, не были сильной мимики в лице.

Затем надо провести работу по различению произношения С и Ш, разницу в положении языка, когда он опущен вниз и упирается в нижние зубы, а когда поднимается вверх. Это очень актуально при различных видах сигматизма, когда язык находится где-то в середине между зубов, принимая неопределенную форму то ли “булочки” то ли “пельменя”. В таких случаях дети очень долго путают свистящие и шипящие в свободной речи. Над этим приходится очень долго работать.

Постановка от Р

Также можно ставить от Р, если звук хорошо автоматизирован. При произнесении звука нужно зондом немного подержать под кончиком, чтобы он не вибрировал. Или попросить ребенка сказать РРРШ. Хорошо предварительно поделать динамическое упражнение “грибок — парус”, то присасывать язык к небу, то отпускать среднюю часть в форме чашечки. Звук Р желательно произносить не звонкий, если в итоге хотите получить Ш, на звонком может получиться Ж или Ч, что тоже, в общем-то, неплохо.

Постановка от А, Э, Ы

Если в активе ничего нет, можно попробовать поставить от гласных звуков, А, Э, Ы.
Попросить произнести их и зондом поднимать язык вверх. Вообще Ш хорошо ставится в обратных слогах АШ — ОШ — УШ — ЫШ — ЭШ. Особенно при тяжелых нарушениях речи, когда малыш не говорит совсем, это вариант. Кроме то, не надо забывать, что при дизартрии, как правило С ставится в последнюю очередь, поскольку тремор и гиперкинезы языка не дают добиться чистоты звучания без предварительной проработки с массажем.

Игровые приемы

Для того, чтобы занятия были интереснее и занимательнее, приготовьте картинки или игрушки с “шипящими” животными (гусь, змея) и предметами (спустилось колесо, шарик, мячик). Показываете гуся, как он вытягивает шею и шипит, как будто хочет ущипнуть ребенка. Мальчик играл с воздушным шариком, а он накололся на ветку. И здесь можно использовать “звуковые дорожки” — нарисовать путь змеи, как она ползет и шипит. Машина едет по дороге со спущенным колесом.

После того, как звук поставлен и малыш его может произносить более-менее самостоятельно, можно переходить к закреплению в слогах, словах и предложениях. И параллельно пробовать ставить другие шипящие: Ж, Ч, Щ, дифференцируя их друг от друга и от свистящих. Все эти упражнения очень хорошо развивают фонематический слух, а занятия “найди место звука в слове” или “придумай слово на этот звук” еще и звуко-буквенный анализ и синтез, что является хорошей подготовкой к школе. Намного более полезной, чем заставлять малыша читать.

На этом заканчиваю писать эту статью. Будут еще и другие, где я буду продолжать рассказывать о закреплении звука Ш и различении его от С. Так что подписывайтесь на новые статьи, чтобы всегда быть в курсе событий, делитесь впечатлениями в соцсетях, а также пишите о своем опыте в комментариях в блоге. Всего хорошего!

Похожие статьи:

Обсуждение: 2 комментария

  1. seoonly.ru

    спасибо вам за способы!

    Ответить
    1. koralina

      И вам спасибо за комментарий!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности