Ребенок не говорит: почему и что можно сделать в этой ситуации?

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!
Сегодня я хочу поговорить на тему, которая очень волнует многих читателей, особенно родителей, у которых маленькие дети, а также бабушек, дедушек и других родственников — что делать если ваш ребенок не говорит? "Почему он молчит, говорит очень мало и непонятно, в то время как Вова из соседнего подъезда…“ — но не стоит сравнивать свою кроху с каким-то гипотетическим идеальным ребенком, который умеет все, он умный талантливый, послушный.

Я вам скажу по секрету  - таких детей не бывает, как не бывает идеальных людей. Вообще родители склонны очень сильно недооценивать или переоценивать способности своего ребенка. Либо он самый способный, неординарный, гениальный..., если же не так, то мы разочаровываемся в своем малыше, он не оправдал наших надежд. Что же вы хотите, дети так просто не даются, надо много сил приложить, чтобы он стал самым лучшим либо наоборот, чтобы не стал самым плохим, бывает и так.

К каким специалистам обращаться?

Но теперь поговорим о речевом развитии и его сроках. Трудно дать однозначный ответ, какой возраст является нормой для определенной речевой конструкции, есть одна точка отсчета, которую надо держать в уме — к 2,5 годам должна появиться фразовая речь. Если это не произошло, я все-таки рекомендую начинать потихоньку бить во все колокола, проверяться прежде всего у отоларинголога, есть ли проблемы со слухом и с аденоидами. Слух лучше всего проверять аппаратно и делать аудиометрию.

Очень важно не пропустить наличие жидкости в ушах или разрастания аденоидной ткани в сторону слуховой трубы. Кроме того, у малыша может быть неправильный прикус и другие патологии лицевого скелета, которые не особо заметны, если нет сильного искривления и все находится в пределах нормы с точки зрения стоматолога, но мешает формированию звукопроизношения. Есть еще дизартрия, из-за которой нарушается тонус артикуляционных мышц и ребенок не может управлять своим язычком в полной мере.

Степени нарушения речи

Не говорить ребенок может по-разному. Оценивать состояние речи надо исходя из возраста ребенка и его окружающей среды.

  • не издает никаких звуков, встречается очень редко
  • чаще бывает другая форма — не издает осмысленных звуков  (они не связаны с данной конкретной ситуацией)
  • издает гласные звуки. но осмысленно, например, может повторить “ааа”
  • говорит первые слоги “ка” вместо “каша” или последние “ок” вместо “сок”
  • произносит отдельные слова, но сильно их искажая, пропуская слоги или меняя их местами, например, “силапет” вместо “велосипед”
  • есть фразовая речь, но похожа на “птичий лепет”, понимает обычно только мама и другие близкие родственники.

Причины речевой патологии

Могут быть еще, что ребенок говорит, но слова не связаны по смыслу с данной ситуацией, такое обычно бывает при расстройствах аутичного спектра. Если звуков нет, ребенок не гулит и не лепечет, то надо идти к врачу, скорее всего это расстройство ЛОР- органов. Если звуки таки присутствуют, надо понаблюдать, связаны ли они по смыслу с тем, что малыш делает в данный момент. Если нет, то вполне может быть симптомом аутизма, снижения слуха или интеллекта, алалии. В этом случае звуки издаются непроизвольно, малыш не управляет этим процессом.

Если же он может повторить звук, слог или слово, то причина чаще всего в патологии речевого аппарата: центральной части анализатора либо проводящих путей либо уже дефект строения органов артикуляции. Обычно бывает ОНР — общее нарушение речи, когда нарушены все компоненты речи: фонетика и лексико-грамматический строй. При этом страдает и фонематический слух , сильно нарушена активная, экспрессивная речь, пассивный словарь намного богаче активного, но снижено и понимание речи, оно присутствует только на бытовом уровне в пределах конкретной ситуации.

У ОНР 3 степени нарушения, самая тяжелая — 1-я, когда ребенок практически не говорит. Самая легкая 3-я, речь связная есть, но сильно искажена, с аграмматизмами, иногда еще выделяют 4-ю степень, когда в принципе звуки поставлены, но слова используются не всегда правильно, фразы бедные, не всегда грамотно построенные, плохой пересказ увиденного или услышанного, страдает речевой слух.

С чего начинать?

В зависимости от степени “не говорения” ребенка и надо начинать коррекционную работу. При полном отсутствии — это вызывание звуков или налаживание контакта с молчуном. Самое главное — выявить сферу его интересов, что малыш любит, чего боится, что его интересует. Часто бывает, что у таких детей снижен познавательный интерес, у них как говорится, “ни ума ни фантазии”, им ничего не интересно, они не умеют сочинять и придумывать. Игра обычно на уровне манипуляции: взял, подержал, потряс, бросил. Пальчики слабые, мелкая моторика не развита.

Пластилином они брезгуют, он липкий, песенки их раздражают, они закрывают уши. Мелкие предметы они тащат в рот, жуют и грызут. Фломастерами начинают разрисовывать себя и все вокруг. Книги они не смотрят и не слушают, когда им читаешь.Но надо предлагать и предлагать такому ребенку все новые и новые виды деятельности. В конце концов можно найти то, что малыша зацепит. Не надо бояться, что он что-то порвет, испачкает, изрежет. Надо устроить дома уголок, где можно все.

Хорошо идут игры с водой, журчание воды успокаивают нервную систему. Можно рвать бумагу, Обрывная аппликация из цветной бумаги – одна из популярных техник. Пересыпать и перебирать крупу и фасоль, делать поделки из крашеной манки, соленого теста. Катать шарик на блюдце, крутить шарик на веревочке. Есть много простых и увлекательных занятий, чтобы они приносили позитив, и вы нашли контакт со своим малышом.

Спустя какое-то  время ребенок начинает более-менее выговаривать слоги и части слов и привыкает к занятиям, когда нужно делать не то, что в голову взбредет, а выполнять чужие инструкции. Тогда можно постепенно переходить к выполнению артикуляционной гимнастики, речевому массажу, дыхательным упражнениям, то есть начинается обычная коррекционная работа логопеда. И ребенку уже проще после периода адаптации к занятиям выполнять указания специалиста. Он уже приучен работать в паре, общаться и обучаться.

На этом прощаюсь, уважаемые читатели, желаю вам всяческих успехов и чтоб дети вас только радовали! Читайте, комментируйте статьи блога, подписывайтесь на обновления, делитесь в соцсетях с друзьями и знакомыми.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности