В какой последовательности развивать слоговую структуру у дошкольников

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!
Наверно многие замечали за малышами, как они забавно коверкают слова “силапет — велосипед”, “сати — смотри” как только начинают говорить. Но постепенно, спустя какое-то время уже хочется, чтоб ребенок уже перестал щебетать на своем птичьем, а перешел на обычный язык. Но работа со слоговой структурой слова — это длительный процесс, а ее нарушение — один из трудно поддающихся коррекции проявлений речевой патологии.

Чаще всего слоговая структура бывает нарушена при ОНР, когда нарушены все компоненты речи. И она является маркером благополучности речевого развития. Очень часто бывает, что при диагностике только с ее помощью удается выявить, что при внешней хорошей дикции ребенок сильно искажает слова. Начинаешь копать и выясняется, что и с пониманием речи проблемы, и с построением грамматических конструкций, и с пересказом текста или описания картинки. Самое печальное, когда все это вскрывается уже в школе, мешая успешной учебе.

Причины дефекта

Очень часто причины этой патологии лежать во внеречевой плоскости. Это и нарушения ориентации в пространстве, проблемы с ритмикой в движениях, с последовательностью восприятия информации. Поэтому начинать коррекционную работу надо с отработкой этих процессов. Это и пространственное восприятие, начиная с себя и со своего тела и заканчивая ориентацией на листе бумаги, рисование узоров и графических диктантов. Ритмические процессы отрабатываются на музыкальных и физкультурных занятиях.

С чего начать

Очень хорошо способствуют логоритмические занятия, когда слова накладываются на музыку и движения. Хорошо выстраивать цепочки повторяющихся фигур, например, квадрат-треугольник-круг и просить малыша продолжить. Разговаривать на тему, что было сначала и что будет потом: весна сменяет зиму, после утра наступает день, потом вечер, после будних дней — выходные. Просить ребенка выполнить по инструкции несколько действий подряд: взять машинку, поставить ее под стул, а куклу на стул, а самому встать рядом и развести руки в стороны.

Гласные звуки

После этого, а может и одновременно начинать работать со звуковыми рядами. Начинать лучше с гласных. Отработать с ребенком позицию губ каждого гласного звука, его “портрет”. Затем начинать группировать их сначала по два звука: ау (девочка заблудилась), уа (малыш плачет), иа (ослик кричит), уи (поросенок визжит), затем их усложнять, добавляя 3, 4 , 5, 6 звуков. Можно к картинкам добавлять буквы, это будет опора на зрительный анализатор, но ни в коем случае не требовать от малыша читать их. Он сам их запомнит, а иначе будет негатив и это плохо скажется на результативности.

Слоги и звукоподражания

Потом можно переходить на прямые слоги или обратные, смотря что ребенок в состоянии произнести. Чаще дети говорят прямые, типа “ма, па, ту”, но иногда только обратные “ок, ам, аф”. Бывает, что малыш только и умеет произносить что те и другие слоги. Пытаемся увеличить число произносимых слогов с помощью звукоподражаний. Машина сигналит “би-би”, паровозик “ту-ту”, собака лает “аф-аф”, кушаем “ам”, мышка пищит “пи-пи”, возьми “на-на”, “фу-фу” — дуем,. Учим местоимения, показывая пальцами “я, ты, он, мы...”, указательные “там, тут, вот”.

Соединение слогов

Вообще слова из трех букв, закрытые слоги немного сложны, но если малыш их уже говорит, то пробуем соединять: “Вот ту-ту”. После того, как прямые слоги входят в речь и ребенок образует 4х сложные слова их повторением типа: “мама, баба, дядя, жужу, папа, кака” можно пробовать соединять слоги с разными гласными: “кони, гули, пони, небо, бяка”. Каждое слово надо сопровождать картинкой, игрушкой или действием. Не надо приставать к малышу сказать какое-то слово. Но можно требовать от него, чтобы он просил, что ему надо, а не молча показывал на предмет.

Закрытый слог и 3 слога

После усвоения этих конструкций можно переходить к словам из 3 прямых слогов (машина), здесь важно следить, чтобы ребенок не торопился, лучше медленнее, но выделяя ударный гласный. Слово можно простукивать и прохлопывать. И к закрытым слогам (кот), детей надо учить добавлять последний согласный, акцентировать на нем внимание. Можно поиграть в игру “Закончи слово”, подобрать несколько слов, заканчивающихся на один звук, например, М. Вы говорите слог, например, “до”, малыш “м”. “Какое слово получилось?” — “Дом”, затем вы произносите по одному “со, ко, ды, ло, то...”.

При чтении и закреплении звуков

Хорошо использовать работу над слоговой структурой при автоматизации поставленных звуков. Делить слова по количеству слогов, искать ударный гласный. Также при обучении чтению: поменять слоги местами, затем собрать, чтоб получилось слово. Составлять слова из предложенного набора слогов. Делать из более длинного слова короткое, убрав слог или наоборот: “радуга — дуга, дорога — рога”. При звуко-буквенном анализе также выясняется, сколько в слове слогов. И какие там гласные звуки, которые при данном нарушении могут вставляться не в свои слоги, в том числе при письме.

Прямой слог с закрытым

Дальше идет работа по сочетанию открытых и закрытых слогов, типа: “моток” и “ветка”. Все по такому же плану: делим на слоги, хлопаем-стучим, находим ударный гласный. Но есть одна заковыка, часто дети последний звук, как в слове “моток” хлопают как отдельный звук. В этом случае кладем ладошку под подбородок и тщательно отслеживаем, сколько раз открылся рот. В словах типа “ветка”, где есть стечение согласных дети норовят “потерять” один их них, чаще всего это звучит как “века”, надо долго и упорно с ними проговаривать раз за разом. Бывает, что оно произносится как “веток”, но с развитием фонематического слуха постепенно это уходит.

Надо набраться терпения и выдержки, стараться не ругать малыша, а хвалить за каждое достижение. На этом писать заканчиваю. Про остальные, более сложные конструкции напишу в будущем, это очень важная тема на несколько статей. Следите за обновлениями блога, оформляйте подписку, делитесь интересным в соцсетях, пишите в комментариях свои замечания и дополнения, всего хорошего.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности