Как предупредить нарушения письменной речи?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня мы поговорим о том, как важна профилактика нарушений письменной речи. С ними чаще всего мы сталкиваемся уже в школе, когда ребенок начинает писать, читать, и это у него получается не очень хорошо. Но многие и не подозревают, что предпосылки к ним закладываются еще в дошкольном возрасте.

Особенности дефекта

Есть такие речевые проблемы : дисграфия — нарушение письма, дислексия — нарушение чтения (не путать с дислалией — нарушением произношения), дискалькулия — нарушение счета - последнюю стали относить к ним в последнее время. Их несколько видов, но данная тема не ставит своей задачей охватить весь этот материал, здесь мы будем говорить только о предупреждении дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.

Начинать это делать надо еще с до школы, когда у детей еще не закончились сензитивные периоды. На практике чаще всего встречаются 2 вида: дети — левши и с ретикуляторной диграфией. Хотя есть и третий — это нескомпенсированные проблемы ОНР и дизартрии. Но она чаще накладывается на первые две, получается такая смешанная форма, когда ученик пишет неграмотно и грязновато, не успевает за классом из-за плохо развитых графомоторных навыков.

При этом плохо читает и затрудняется с пересказом. Нарушения фонематического слуха осложняются плохо развитой мелкой моторикой и снижением уровня понимания речи, из-за чего ребенок не понимает полностью задание, которое ему предстоит выполнить.

Психологические проблемы

Вообще для этого речевого нарушения характерна многослойность и накладывание вторичных и третичных психологических наслоений. Поэтому оно очень сложно поддается коррекции, лучше его предупредить или сократить до минимума проявления. А для этого важно вовремя понять, какие речевые проблемы присутствуют в данном конкретном случае.

Часто родители подпитывают своими отношением психологическую базу дефекта, часто не понимая, что ребенок не просто плохо пишет и читает. А у него есть речевые проблемы, которые заключаются не только в дефектах произношения. Это особенности его психофизики и они останутся с ним до конца жизни, но надо постараться свести до минимума им проявления, скомпенсировать дефект по максимуму. А для этого надо признать, что проблема есть.

Признать, что ребенок не просто балуется или ленится, а у него реально нарушение письменной речи. Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста — залог их успеха в будущем. Но в тоже время не надо гнать велосипед и бежать впереди лошади, если ребенок в 4 — 5 лет не умеет читать и писать, это вовсе не говорит, что у него проблемы, просто он психологически к этому не готов, не созрела нервная система.

Не надо силом заставлять его быть похожим на другого ребенка, который “младше на год, а уже читает и по-английски говорит”. Вот это оглядывание по сторонам очень губительно сказывается на общем развитии ребенка, его психическом состоянии, а также состоянии родителей. Такая гонка за “успешностью и престижностью” ничего хорошего не даст, малыш не может стать другим, но заработает себе кучу комплексов.

С чего начать?

Готовить к чтению надо постепенно, сначала знакомить с буквами, учить их слушать и слышать, различать на слух и по написанию. Это очень важно для развития фонематического слуха. Учить находить первый звук в слове, затем последний, и, наконец, в середине слова. Делить слова на слоги, выделять ударный. Учить находить слова, начинающиеся на определенный звук. Малыш должен понимать, чем буква отличается от звука — его слышат и произносят, а буквы — это значки, которые пишут и видят.

Складывать буквы из палочек и другого подручного материала, писать на земле, песке, на снегу, на затуманенном стекле, если подышать на него. Придумывать, на что похожи буквы (“О” на колесо, “Н” на лесенку, “Л” на горку). Писать их на спине ребенка, а он их отгадывает. Лепить из пластилина, соленого теста, выкладывать из крупы и макарон, вырезать из бумаги. Рисовать в воздухе, обводить по шершавой бумаге. Искать их в вывесках и рекламе.

Постепенно усложняем задания

Если ребенок не возражает и интересуется, можно начинать не спеша складывать буквы в слоги, а затем в короткие слова. Главное, не форсировать процесс, следить, чтоб задания были посильны и интересны ребенку. Заставляя читать длинные слова и тесты, можно вызвать стойкую неприязнь у малыша к занятиям и нелюбовь к процессу обучения. Постепенно надо вводить ребенка в мир печатных знаков, прививать любовь к книге. Рассматривать вместе картинки и читать надписи к ним.

Специалисты

Лучше, конечно, если с ребенком занимается специально обученный человек. Детям с речевыми проблемами больше подходят занятия с логопедом. Эти специалисты хорошо разбираются в речевой психологии в норме и патологии и всегда смогут грамотно провести профилактику дисграфии и дислексии. А также привить любовь к процессу обучения и уверенность ребенка в своих силах. И понять, ленится ли малыш или ему действительно тяжело справиться с заданием.

В своей работе они используют специальные логопедические игры, а также популярные методики, адаптированные под коррекцию, например, песочную терапию, логоритмику, пальчиковую гимнастику. Все это хорошо идет для развития речевого слуха и мелкой моторики. тщательно отрабатывается звуко-буквенный анализ и синтез. Дети учатся составлять правильные грамматические конструкции и активизируют лексический запас, выражать свои мысли связно, понятно и последовательно, что помогает улучшить коммуникативные навыки.

На этом заканчиваю данную статью, дальше эта тема будет рассматриваться более детально и подробно. Читайте статьи блога и подписывайтесь на обновления, чтобы быть всегда в курсе. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Спрашивайте, если что осталось непонятным в комментариях, рассказывайте о своем опыте.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности