Преодоление речевой патологии с помощью игровой и трудовой деятельности

Доброго дня всем подписчикам и друзьям!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как особенности физического развития детей с нарушениями речи воздействуют на выбор занятий, как двигательные упражнения могут помочь дошкольникам и школьникам с языковыми проблемами, на какие обстоятельства следует обратить внимание.

Причины задержки речевого развития

ЗРР по данным статистики встречается не так уж редко, наблюдается у четверти всех детсадовцев. Под этим понятием подразумевают более позднее по сравнению с нормативами овладение устной речью. Такие малыши разговаривают, но гораздо хуже своих сверстников, этапы обучения у них затягиваются и отодвигаются на более поздние сроки. Предрасполагающие к ЗРР условия могут быть выявлены педиатрами и внимательными мамами и папами еще в грудном возрасте, ведь для качественной вербализации необходимо:

  • — хорошие зрение и слух: грудничок видит артикуляцию родителей и повторяет за ними движения губ и языка, слышит и различает отдельные звуки и интонации;
  • — отсутствие анатомических пороков челюстно-лицевого аппарата;
  • — отсутствие органических поражений цнс: ДЦП, эпилепсия и др.;
  • — сформированная дыхательная мускулатура.

Если грудничок не поворачивает голову на громкий шум или музыку, не следит глазами за яркой погремушкой, не фиксирует взор на лице мамы – уже следует насторожиться, у шести – восьмимесячных ползунков заметить неладное еще проще – они не владеют своим телом, не пытаются сидеть, ползать, переворачиваться, не тянутся и не удерживают игрушку, нет гуления, попыток повторять за взрослым.

Речевые патологии

Нельзя легкомысленно относиться к ЗПР, ведь вербальное общение формирует мышление, внимание, память, воображение. При расстройстве возникает отставание и в псих-ской сфере вплоть до умственной отсталости, трудности коммуникации, социализации. Кроха не может сбалансированно и качественно контактировать и находить общий язык с товарищами, окружающими взрослыми, не в состоянии выразить свои чувства, мысли, потребности. Это значительно ухудшает качество его жизни.

Задержка РР – это лишь синдром, который может сопровождать любые патологии нервной системы: детский церебральный паралич, гидроцефалию, психиатрические болезни, аутизм, наследственные и генетические патологии, врожденные пороки, тугоухость и глухоту, слепоту и аномалии зрительного тракта, челюстно-лицевого скелета, мышц гортани, языка. У детишек с подобными аномалиями лексика не соответствует средним показателям, увеличивается медленно, плохо формируются абстракции, логические цепочки, восприятие формы и объема, пространственные соотношения.

Страдает грамматика, звукопроизношение, построение предложений. Могут возникать дизартрии, дислалии, заикания, эхолалии, дислексии. Еще одним из важнейших причин является поведение значимых близких: социальная депривация, заброшенность, педагогическая запущенность, либо наоборот излишняя гиперопека, когда любой каприз крохи выполняется по малейшему жесту, и нет необходимости говорить.
Мы видим, что причин, влияющих на несвоевременное формирование вербальных функций множество. Не следует забывать, что существует тесная связь между физическим и нервно — психическим развитием. Заболевания, тормозящие физ. показатели, вызывают и замедление темпов псих-го разв-я.

Факторы влияющие на физическое развитие

Нормальное физ-кое разв-е (ФР) определяют по антропометрическим показателям: росту, весу, окружностям груди и головы, индексам массы, упитанности и т.д. На каждом возрастном этапе происходит интенсивный рост определенных частей тела, скелета, внутренних органов. Факторы, отвечающие за отставание в ФР делят на две основные группы:

  • — внутренние (эндогенные);
  • — внешние (экзогенные и социальные) – влияние окружающей среды.

В первой группе особую роль имеет наследственность, генетическая предрасположенность. Имеют значения и обменные эндокринные процессы, состояние всех систем организма, особенности психики.

Ко второй относят климат, лекарства, вредности, действовавшие в течение беременности на плод, болезни матери, питание, социально-экономические условия жизни, гиподинамия. Давно известно, что функция, которую не тренируют, постепенно атрофируется, утрачивается, а то и не образуется вовсе. Поэтому двигательная активность так важна для правильного ФР, а через него опосредованно и для познавательной деятельности, сенсорики, игры. В последнее время российскими и зарубежными учеными доказана польза физкультуры и спорта для полноценного формирования личности.

Методы адаптированной физкультуры для детей с нарушением речи

Ученые, изучая физподготовку дошкольников с ЗРР, обнаружили низкую выносливость, плохую быстроту реакции и силу. Поэтому были разработаны специальные методики и комплексы физвоспитания, помогающие малышам с логопедическими отклонениями. В процессе игровой деятельности подобные уроки тренируют крупную и мелкую моторику, силу мышц, выносливость, координацию. Групповые и командные виды спорта вынуждают больше практиковаться в коммуникации, разговаривать, строить диалоги, завязывать отношения, способствуют межличностному взаимодействию. Соревнования повышают самооценку, уверенность в себе, формируют морально-волевые качества.

Выбор комплекса зависит от тяжести имеющегося дефекта, количества лет, медицинских противопоказаний. Формы подразделяются на:

    • — регулярные, учебные – утренняя гимнастика, физ-ра, физкультминутки;
    • — разовые – совместные мероприятия, прогулки и т.д.
    • — игровые;
    • — массовые – фестивали, соревнования, праздники и пр.;
    • — адаптивный спорт;
    • — трудовое воспитание.

У себя дома, не имея специального образования, родители могут применять перечисленные ниже упражнения для ФР и оздоровления своих карапузов:

  • утренняя гимнастика, включающая в себя ходьбу,
  • бег на месте,
  • прыжки,
  • наклоны,
  • задания со скакалкой, обручем и мячом

Все это позволит зарядиться бодростью с самого утра.

Игры и развлечения

В течение дня проводите физминутки, организуйте подвижные забавы:

  • — пролезание через стоящий обруч;
  • — перешагивание через препятствия;
  • — перекидывание дуг другу мячика с произнесением нужных слогов или слов заданной тематики (фрукты, овощи, мебель, одежда, герои сказок и т.д.);
  • — имитация – «велосипед», «как ходит кошечка», «как скачет зайка» и пр.
  • — прохождение по ограниченной поверхности (бруску, бревну);
  • — перепрыгивание по «кочкам» или нарисованным на горизонтальной поверхности кругам;
  • — ползание на четвереньках, по пластунски, передвижение на корточках, гусиным шагом;
  • — выбивание шариком предмета или забрасывание в кольцо;
  • — бег в мешках и всевозможные эстафеты – веселое времяпровождение и отличная тренировка;
  • — сюжетно-ролевые подвижные игры тоже способствуют физ. подвижности, мышлению, воображению, помогают раскрывать творческие наклонности;
  • — занятия в спортивных секциях, особенно хороши плаванье, легкая атлетика, велосипед, теннис.

 

Не забывайте включать обязательные водные процедуры, элементы дыхательной гимнастики и закаливания. Вода успокаивает, снимает тревожность и напряжение, заряжает позитивом. Во время правильного дыхания укрепляется мускулатура грудной клетки, диафрагма, увеличивается полезный объем легких, кровь насыщается кислородом. Закаливание повышает иммунитет, укрепляет организм в целом, делая его более устойчивым к инфекциям.

Трудовая деятельность

Очень большую роль в формировании полезных навыков, решении логопедических проблем, ФР и НПР отводят трудовому воспитанию. В труде совершенствуется ловкость, мелкая моторика, координированные движения рук, любовь к природе, обогащаются знания об окружающем мире, межличностные взаимодействия. Поручаемая работа должна соответствовать его возрасту и быть интересной.

В игровой форме можно предложить постирать одежду для куколки, прополоть личную грядочку с растениями, полить цветы, вымыть игрушечные тарелки и кастрюльки. В раннем периоде трудовые навыки – это самообслуживание: умение держать ложку и кружку, одевать носки и колготки, шнуровать ботинки и застегивать пуговицы.

Это хорошо разрабатывает пальчики, а заодно стимулирует речевые центры в головном мозге. Школьникам можно предлагать разные виды рукоделия: вышивка, выпиливание, лепка и т.д. Труд вырабатывает ответственность, дисциплинирует, способствует простейшему сотрудничеству, становится предпосылкой к умению ценить усилия других людей, бережному отношению, трудолюбию.

Сегодня мы говорим лишь об основных направлениях физ-го разв-ия у малышей с языковыми отклонениями. Какие бы способы и методы вы не выбрали, помните, что только комплексное становление всех сфер деятельности человека: физической, психической и социальной, позволят сформироваться полноценной личности, стать успешным, востребованным, уверенным в своих силах, а самое главное – счастливым.

Заходите на сайт, подписывайтесь на новости, узнавайте о самом интересном из первых рук.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности