Преодоление речевой патологии с помощью игровой и трудовой деятельности

Доброго дня всем подписчикам и друзьям!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как особенности физического развития детей с нарушениями речи воздействуют на выбор занятий, как двигательные упражнения могут помочь дошкольникам и школьникам с языковыми проблемами, на какие обстоятельства следует обратить внимание.

Причины задержки речевого развития

ЗРР по данным статистики встречается не так уж редко, наблюдается у четверти всех детсадовцев. Под этим понятием подразумевают более позднее по сравнению с нормативами овладение устной речью. Такие малыши разговаривают, но гораздо хуже своих сверстников, этапы обучения у них затягиваются и отодвигаются на более поздние сроки. Предрасполагающие к ЗРР условия могут быть выявлены педиатрами и внимательными мамами и папами еще в грудном возрасте, поскольку для качественной вербализации необходимо:

  •  хорошие зрение и слух: грудничок видит артикуляцию родителей и повторяет за ними движения губ и языка, слышит и различает отдельные звуки и интонации;
  •  отсутствие анатомических пороков челюстно-лицевого аппарата;
  •  отсутствие органических поражений цнс: ДЦП, эпилепсия и др.;
  •  сформированная дыхательная мускулатура.

Если грудничок не поворачивает голову на громкий шум или музыку, не следит глазами за яркой погремушкой, не фиксирует взор на лице мамы – уже следует насторожиться, у шести – восьмимесячных ползунков заметить неладное еще проще – они не владеют своим телом, не пытаются сидеть, ползать, переворачиваться, не тянутся и не удерживают игрушку, нет гуления, попыток повторять за взрослым.

Речевые патологии

Нельзя легкомысленно относиться к ЗРР, поскольку вербальное общение формирует мышление. А также  внимание, память и воображение. При расстройстве возникает отставание и в псих-ской сфере вплоть до умственной отсталости. Трудности коммуникации и социализации налицо. Безусловно, кроха не может сбалансированно и качественно контактировать и находить общий язык с товарищами, окружающими взрослыми. Не в состоянии выразить свои чувства, мысли, потребности. Это значительно ухудшает качество его жизни.

Задержка РР – это лишь синдром, который может сопровождать любые патологии нервной системы:

  • детский церебральный паралич,
  • гидроцефалию,
  • психиатрические болезни,
  • аутизм,
  • наследственные и генетические патологии,
  • врожденные пороки,
  • тугоухость и глухоту,
  • слепоту и аномалии зрительного тракта,
  • дефекты челюстно-лицевого скелета, мышц гортани или языка.

У детишек с подобными аномалиями лексика не соответствует средним показателям, а увеличивается медленно. К тому же плохо формируются абстракции, плохо выстраиваются логические цепочки. Также восприятие формы и объема не соответствует возрасту, а пространственные соотношения нарушены.

Безусловно, страдает грамматика, звукопроизношение, построение предложений. нельзя исключить возникновения дизартрии, дислалии, заикания, эхолалии, дислексии. Еще одним из важнейших причин является поведение значимых близких:

  • социальная депривация,
  • заброшенность,
  • педагогическая запущенность
  • излишняя гиперопека, когда любой каприз крохи выполняется по малейшему жесту, и нет необходимости говорить.

В следствие этого существует множество причин, которые влияют на несвоевременное формирование вербальных функций. Не следует забывать, что существует тесная связь между физическим и нервно — психическим развитием. Безусловно, заболевания, тормозящие физ. показатели, вызывают и замедление темпов псих-го разв-я.

Факторы, которые влияют на физическое развитие

Нормальное физ-кое разв-е (ФР) определяется по антропометрическим показателям:

  • росту,
  • весу,
  • окружностям груди и головы,
  • индексам массы, упитанности.

Однако на каждом возрастном этапе происходит интенсивный рост определенных частей тела, скелета и внутренних органов. Между ием факторы, отвечающие за отставание в ФР делят на две основные группы:

Внутренние (эндогенные);

В первой группе особую роль имеет:

  • наследственность,
  • генетическая предрасположенность.
  • обменные эндокринные процессы,
  • состояние всех систем организма,
  • особенности психики.

 

Внешние (экзогенные и социальные) – влияние окружающей среды.

Ко второй относят:

  • климат,
  • лекарства,
  • вредности, действовавшие в течение беременности на плод,
  • болезни матери,
  • питание,
  • социально-экономические условия жизни,
  • гиподинамия.

Давно известно, что функция, постепенно атрофируется, если ее не тренируют. В результате она утрачивается, а то и не образуется вовсе. Однако двигательная активность важна для правильного ФР. Более того, через него опосредованно имеет большое значение для познавательной деятельности, сенсорики и игры. В то время как российскими и зарубежными учеными доказана польза физкультуры и спорта для полноценного формирования личности.

Методы адаптированной физкультуры для детей с нарушением речи

Безусловно, у дошкольников с ЗРР низкая выносливость, а таже снижена быстрота и сила реакции. Это  обнаружили ученые, которые изучали малышей с логопедическими отклонениями, прежде всего их физподготовку. В результате на основании этого были разработаны специальные методики и комплексы физвоспитания. В процессе игровой деятельности специальные упражнения тренируют крупную и мелкую моторику, силу мышц, выносливость и координацию.

Только групповые и командные виды спортапомогают больше практиковаться в коммуникации. В самом деле, во время игры  можно научиться разговаривать, строить диалоги и завязывать отношения. Конечно, это способствует межличностному взаимодействию, потому что соревнования повышают самооценку и уверенность в себе. Часто именно они формируют морально-волевые качества.

Имейте в виду, что выбор комплекса зависит от тяжести имеющегося дефекта, количества лет и медицинских противопоказаний. Формы подразделяются на:

    • регулярные, учебные – утренняя гимнастика, физ-ра, физкультминутки;
    • разовые – совместные мероприятия, прогулки и т.д.
    • игровые;
    • массовые – фестивали, соревнования, праздники и пр.;
    • адаптивный спорт;
    • трудовое воспитание.

Родители, которые  не имея специального образования и подготовки тем не менее могут заниматься в домашних условиях. Вот виды занятий и упражнений, которые перечислены ниже:

  • утренняя гимнастика, включающая в себя ходьбу,
  • бег на месте,
  • прыжки,
  • наклоны,
  • задания со скакалкой, обручем и мячом

Все это позволит зарядиться бодростью с самого утра.

Игры и развлечения

В течение дня проводите физминутки, организуйте подвижные забавы:

  •  пролезание через стоящий обруч;
  •  перешагивание через препятствия;
  •  перекидывание дуг другу мячика с произнесением нужных слогов или слов заданной тематики (фрукты, овощи, мебель, одежда, герои сказок);
  •  имитация – «велосипед», «как ходит кошечка», «как скачет зайка» и пр.
  •  прохождение по ограниченной поверхности (бруску, бревну);
  •  перепрыгивание по «кочкам» или нарисованным на горизонтальной поверхности кругам;
  •  ползание на четвереньках, по пластунски, а также передвижение на корточках, гусиным шагом;
  •  выбивание шариком предмета или забрасывание в кольцо;
  •  бег в мешках и всевозможные эстафеты , веселое времяпровождение и к тому же отличная тренировка;
  •  сюжетно-ролевые подвижные игры тоже способствуют физ. подвижности, мышлению, воображению, помогают раскрывать творческие наклонности;
  •  занятия в спортивных секциях, особенно хороши плаванье, легкая атлетика, велосипед, теннис.


Не забывайте включать обязательные водные процедуры, элементы дыхательной гимнастики и закаливания, потому что вода успокаивает, снимает тревожность и напряжение, и кроме всего прочего заряжает позитивом.  Укрепляется мускулатура грудной клетки, диафрагма, увеличивается полезный объем легких, кровь насыщается кислородом если  правильно дышать. Закаливание повышает иммунитет, укрепляет организм в целом, к тому же делает его более устойчивым к инфекциям.

Трудовая деятельность

Несомненно, трудовое воспитание  играет очень большую роль в формировании полезных навыков и решении логопедических проблем. В самом деле, в труде совершенствуется ловкость, мелкая моторика. А также координированные движения рук, любовь к природе. Обогащаются знания об окружающем мире и межличностные взаимодействия, если работа  соответствует возрасту и интересам.

Безусловно, в форме игры можно предложить такие виды трудовой деятельности как:

  • постирать одежду для куколки,
  • прополоть личную грядочку с растениями
  • полить цветы,
  • вымыть игрушечные тарелки и кастрюльки.

Безусловно, в раннем возрасте трудовые навыки:

  • умение держать ложку и кружку,
  • одевать носки и колготки,
  • шнуровать ботинки
  • застегивать пуговицы

Все это самообслуживание, которое требует подготовки и развития мелкой моторики.

Это хорошо разрабатывает пальчики, поскольку стимулирует речевые центры в ЦНС. Подойдут разные виды рукоделия: вышивка, выпиливание, лепка, если это  школьный возраст. Абсолютно, труд вырабатывает ответственность, поскольку он дисциплинирует и способствует простейшему сотрудничеству. Следовательно, он становится предпосылкой к умению ценить усилия других людей и бережному отношению и трудолюбию.

Сегодня мы говорим лишь об основных направлениях физ-го разв-ия у малышей с языковыми отклонениями. Какие бы способы и методы вы не выбрали, помните, что только комплексное становление всех сфер деятельности человека: физической, психической и социальной, позволят сформироваться полноценной личности. Только в этом случае можно стать успешным, востребованным, уверенным в своих силах, а самое главное – счастливым.

Заходите на сайт, подписывайтесь на новости, узнавайте о самом интересном из первых рук.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2019 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности