Манка как один из Монтессори-материалов для работы с неговорящими детьми и аутистами

Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы вновь вернемся к теме игр с манкой. Однако речь пойдет о детках, имеющих нарушения речи. Мы расскажем о некоторых причинах, из-за которых ребенок не говорит. Поведаем о том, почему для занятий по системе, о которой писала еще Мария Монтессори манка подходит наилучшим образом. Поделимся и тем, какие игры наиболее эффективны с детьми аутистами, и как самим можно организовать для неговорящих детей полезные занятия. Основная жалоба, заставляющая родителей обращаться к логопеду – отсутствие или нарушение речи.

Почему же малыш не говорит?

Сегодня мы не будем рассматривать простые случаи нарушения звукопроизношения или построения фраз. Поговорим о более тяжелой ситуации, когда дети не говорят вообще. Отсутствие речи или ее существенная задержка, даже при достаточно развитом интеллекте и сенсорике – это прежде всего нарушение коммуникации с другими людьми, отсутствие общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Все вышеперечисленное создает определенные трудности для ребенка и его семьи в плане социализации и интеграции в общество.

Термин «задержка речевого развития» можно услышать от врачей и психологов в отношении дошколят не так уж редко. Болезнь ли это? Скорее нет. Это формирование темпов и причины совершенно разнообразны: от незначительных органических нарушений до генетически обусловленных особенностей организма. Сходным во всех случаях является медленное появление и формирование речи, невозможность вести диалог, рассказать о себе, полноценно общаться. Как правило, такая задержка сопровождается недостатком внимания, эмоциональной зрелости, нарушениями мышления.

Аутизм как причина речевых нарушений

Одной из причин «неговорения» является аутизм. Это заболевание имеет различные проявления, спектр аутических черт весьма широк. Многие родители отмечают, что проблемы с речью сопровождаются особенностями сенсорного восприятия, изменением ощущений, а значит внимания и поведения. Способность к саморегуляции у детей с аутизмом низкая, а восприимчивость к различным раздражителям высокая, вплоть до болезненной. Поэтому разрабатывая занятие для детей с аутизмом, включающее логопедические игры, следует учитывать эти особенности.

Для деток с особенностями хорошо подойдут методики, основанные на постулатах Марии Монтессори. Возможность действовать самостоятельно и заниматься тем, что нравится, отсутствие жестких установок и принудительных требований, признание и поощрение того, что каждый имеет право развиваться в своем собственном темпе – эти принципы отлично работают с ребятишками, имеющими отклонения в развитии.

Манка – как пользоваться?

Для не говорящих детей возможность невербально рассказать о себе через игру, установить контакт через тактильные ощущения, прикосновения – очень важны. Использование манки в качестве материала для игр позволяет не только насыщать сенсорный голод, но также стимулировать активные центры на кончиках пальцев и ладонях. Манка по своей структуре напоминает песок, однако гораздо безопаснее и доступнее. Кроме того, работа с сыпучим материалом:

  • вызывает приятные ощущения и способствует снятию тревожности
  • помогает настроиться на позитивный контакт с педагогом
  • успокаивает в том случае, если малыш боится или насторожен

Ведь самое важное при работе с не говорящими детишками – это создать атмосферу доверия, чтобы маленький человечек чувствовал себя в безопасности.

Общие принципы

На занятиях с ребятами, у которых не сформирована речь, нельзя акцентироваться на рассказы и ответы на вопросы. В данном случае лучше подойдут игры на звукоподражание, повторение за взрослым, называние.
Следите за состоянием ребенка, предлагать действия можно только в случае искреннего интереса и ответного желания. Продолжительность занятия зависит от способности воспринимать и контактировать. Если вы видите нетерпение, негативизм – следует прекратить игру. Не переутомляйте малыша.
Сравнивать успехи допустимо только с его собственным уровнем. Пусть вас не огорчает, если продвижение вперед происходит гораздо медленнее, чем вам бы хотелось.

Некоторые простые упражнения

  • Попробуйте вместе с ребенком положить руки на поверхность с рассыпанной манкой, проговаривайте вслух свои ощущения, сделайте вращательные движения ладонями по поверхности.
  • Проводите по манке каждым пальцем – это стимулирует рецепторы на подушечках и активизирует речевые центры, можно рисовать пальцами разные фигуры или буквы, выписывать слоги или слова
  • Спрячьте в емкости с крупой пластмассовые буквы, деткам понравится их отыскивать, составлять слоги из найденных буковок
  • Предложите малышу построить домики для миниатюрных животных, проговаривая какие звуки издают эти животные (му, ав, мяу и т.д) стимулируя к звукоподражанию.
  • Нанесите на изображение буквы или слова манку — по шершавой поверхности интересно поводить пальчиком
  • Пересыпайте крупу по разным емкостям, просеивайте через крупное или более мелкое сито
  • Поддерживайте творческую активность ребенка. Если он увлекся созданием картин или образов на сыпучей поверхности – дайте ему возможность реализовать замысел. Именно в таких картинах проявляется внутренний мир ребенка, его истинные чувства и ощущения, о которых он еще не может рассказать словами.
  • Научите малыша сдувать манку с игрушек через трубочку или самостоятельно, выдувать ямки – таким образом тренируется дыхание, координируется работа артикуляционного аппарата.

Эти нехитрые игры можно проводить дома. И хоть они кажутся простыми, все же имеют огромное значение для формирования психического развития ребенка. Ваш сынок или дочка скорее начнут говорить, если заниматься регулярно. Ведь запуску речи способствует эмоциональный подъем, в котором малыши находятся, когда игра их увлекает. В такой момент происходит познание себя, оценка собственных ощущений, улучшение мыслительных процессов, приобретается навык самоанализа.

Хочется верить, что наши маленькие подсказки помогут родителям непростых деток, дадут пищу для размышлений, стимул к совместной творческой деятельности.
Заходите еще, мы рады видеть вас снова, подписывайтесь на обновление блога и будьте в курсе всего нового и интересного!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности