Насекомые и паук: логопедический массаж и развитие мелкой моторики

Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я вам расскажу о том, как логопедический массаж зондами превратить в увлекательное занятие. Работа по коррекции дефектов речи довольно длительный процесс, ребенку надо выполнять монотонные, однообразные упражнения много раз при том, что они плохо у него получаются, мужественно терпеть массаж органов речи, работать пальчиками, которые не очень-то хорошо слушаются.

Поэтому этот процесс надо как говориться “правильно готовить” и подавать его “вкусно”. Можно в прямом смысле этого слова, заготовить много сладких съедобных штучек, которые дети очень любят, например, при выполнении вкусной гимнастики. А можно использовать разные игры, песенки, стихи, поделки — главное, все это должно чередоваться и быть малышу по силам, соответствовать его возрасту и интересам.

Словарная работа

Сегодня мы будем использовать насекомых, потому что логопедические зонды напоминают нам движения лапок насекомых. Как правило, дети их любят, особенно в качестве сказочных персонажей, но некоторые боятся или брезгуют. Этот момент надо уточнять заранее. Иногда ребенок спокойно смотрит и видеоролики и игрушки в виде насекомых и песенки про них слушает, но боится брать их в руки.

Это надо учитывать и преодолевать фобию надо медленно и осторожно. Кто-то боится пчел до истерики, особенно если уже жалили. Кто-то боится, когда на него садятся бабочки. Надо проводить беседу, расспрашивать малыша, видел ли он данное насекомое, трогал ли его, что оно делает: летает, прыгает, скачет? Бабочки и пчелки садятся на цветы, а комары звенят и норовят укусить и попить крови. Жуки жужжат, кузнечики стрекочут. Насекомых ловит в паутинку паук.

Некоторые дети знают и помнят стихи про муху-цокотуху и усатого таракана. Кто-то знает про пчел, что они собирают мед. Надо обязательно провести словарную работу и поговорить о жизни насекомых. После этого можно начинать делать игровой массаж. Он помогает установить контакт и доверительные отношения с ребенком. Возможно не сразу получится провести его на язычок и других органах речи, иногда дети не дают сразу даже прикоснуться к лицу.

Игровой массаж для детей

Тогда можно начинать с массажа рук, это замечательно подходит для подготовки к работе с мелкой моторикой. На ладошках и пальчиках тоже много нервных окончаний. И массируя их, мы активизируем работу коры головного мозга. Как бы подаем сигналы, что мы готовы к работе. Потом, когда малыш станет больше доверять нам, можно перейти к массажу и во рту, там еще более чувствительные органы. И мозг начинает активно отвечать нам, подключая речевые зоны.

Поскольку это процесс не быстрый, может растянуться на месяц, а то и на несколько месяцев, поделки надо делать не торопясь, не все сразу. Начать можно с паука, слепить его из пластилина. Кроме всего прочего это поможет снять страх перед ним. Надо только помнить, что пауки — не насекомые и у них не 6 ног, а 8. Еще будет забавнее сделать паука из картона или другого подручного материала и приделать к нему ниточку или веревочку, чтоб он мог “ползти” или “спускаться на паутинке”.

Как самим сделать паучка

Сейчас даже игрушки такие продаются, но там пауки немного страшноватые, а вы можете сделать паучка какого-нибудь симпатичного цвета, розового, зеленого — веселых расцветок. Например, тельце из невысокого стаканчика йогурта или детского творожка, а ноги из коктейльных палочек. Или из цветного картона, а лапки из шнурков или веревочек — ниточек. В середине его тельца делаете отверстие и крепите там “паутину”.

Паутину можно перекинуть через дверь или трубу и тихонько отпускать. Или положить на поверхность и накручивать на руку или карандаш — паук ползет. Есть еще более сложная конструкция, когда снизу приклеивают 2 трубки, и в них вставляют нитки. Перекидывают паука через перекладину, а нитки сводят вместе или разводят в стороны, он то поднимается то опускается.

Логоритмика «Паучок»

Можно еще наматывать шнурок между пальцев рук, заплетая паутину. При этом ритмично проговаривать стихи: “Паучок пошел гулять, паутинку заплетать. Хочет он поймать сюда и букашку и жука. Ветерок подул слегка, вот и нету паука.”. Или сделать логоритмику “Паучок” — пальчиковые упражнения со стихами и музыкой. Здесь хочу добавить, что не каждый малыш может сразу выполнять движения под музыку и при этом повторять слова.

Надо сначала делать без музыкального сопровождения, музыку подключать только когда слова и движения будут автоматизированы. Иногда дети хотят просто послушать песенку, не надо их подгонять, со 2 или 3 раза они включатся в процесс и смогут свести музыку, слова и движения вместе. Это не так просто, как кажется со стороны, особенно если нарушена мелкая моторика и недоразвит фонематический слух.

На каждом занятии можно делать одно насекомое из пластилина. Перед этим обязательно проводить мини — беседу с малышом, исходя из его языковых возможностей, если он не говорит, то показывать ему картинки и ролики с записями насекомых, как в виде сказочных персонажей так и снимков живой природы. Всегда надо помнить, что поделка эта будет коллективным трудом, ребенку и проблемной мелкой моторикой одному не справится.

И потом выставлять на занятиях готовые фигурки и рассказывать про них истории, петь песенки, рассказывать стихи, показывать, какие звуки они издают, опять же исходят из речевых возможностей ребенка. Если он сможет только прожужжать — и на том спасибо. Главное, чтоб он был вовлечен в процесс, стремился активной контактировать, высказывать свои эмоции, выражать внутренний мир с помощью поделок.

На этом заканчиваю статье, читайте, пробуйте, экспериментируйте. Пишите комментарии, показывайте ваши поделки. Задавайте вопросы, читайте статьи блога. Подписывайтесь на обновления, делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми. Всего хорошего!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности