Насекомые и паук: логопедический массаж и развитие мелкой моторики

Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я вам расскажу о том, как логопедический массаж зондами превратить в увлекательное занятие. Работа по коррекции дефектов речи довольно длительный процесс, ребенку надо выполнять монотонные, однообразные упражнения много раз при том, что они плохо у него получаются, мужественно терпеть массаж органов речи, работать пальчиками, которые не очень-то хорошо слушаются.

Поэтому этот процесс надо как говориться “правильно готовить” и подавать его “вкусно”. Можно в прямом смысле этого слова, заготовить много сладких съедобных штучек, которые дети очень любят, например, при выполнении вкусной гимнастики. А можно использовать разные игры, песенки, стихи, поделки — главное, все это должно чередоваться и быть малышу по силам, соответствовать его возрасту и интересам.

Словарная работа

Сегодня мы будем использовать насекомых, потому что логопедические зонды напоминают нам движения лапок насекомых. Как правило, дети их любят, особенно в качестве сказочных персонажей, но некоторые боятся или брезгуют. Этот момент надо уточнять заранее. Иногда ребенок спокойно смотрит и видеоролики и игрушки в виде насекомых и песенки про них слушает, но боится брать их в руки.

Это надо учитывать и преодолевать фобию надо медленно и осторожно. Кто-то боится пчел до истерики, особенно если уже жалили. Кто-то боится, когда на него садятся бабочки. Надо проводить беседу, расспрашивать малыша о том, видел ли он данное насекомое, трогал ли его? Как оно передвигается: летает, прыгает, скачет? Бабочки и пчелки садятся на цветы, а между тем комары звенят, норовят укусить и попить крови. Жуки жужжат, кузнечики стрекочут. Насекомых ловит в паутинку паук.

Некоторые дети знают и помнят стихи про муху-цокотуху и усатого таракана. Кто-то знает про пчел, что они собирают мед. Надо обязательно провести словарную работу и поговорить о жизни насекомых. После этого можно начинать делать игровой массаж. Он помогает установить контакт и доверительные отношения с ребенком. Возможно не сразу получится провести его на язычок и других органах речи, иногда дети не дают сразу даже прикоснуться к лицу.

Игровой массаж для детей

Тогда можно начинать с массажа рук, который замечательно подходит для подготовки к работе с мелкой моторикой. На ладошках и пальчиках много нервных окончаний,  массируя их, мы активизируем работу коры головного мозга. Как бы подаем сигналы, что мы готовы к работе. Впоследствии, когда малыш станет больше доверять нам, можно перейти к массажу и в полости рту, там еще более чувствительные органы. И безусловно, мозг начинет еще активнее отвечать нам, подключая речевые зоны.

Поскольку это процесс не быстрый, может растянуться на месяц, а то и на несколько месяцев, поделки надо делать не торопясь, не все сразу. Начать можно с паука, например, слепить его из пластилина. Кроме всего прочего это поможет снять страх перед ним. Надо только помнить, что пауки — не насекомые и у них не 6 ног, а 8. Еще будет забавнее сделать паука из картона или другого подручного материала и приделать к нему ниточку или веревочку, чтоб он мог “ползти” или “спускаться на паутинке”.

Как самим сделать паучка

Сейчас даже игрушки такие продаются, но там пауки немного страшноватые. А вы можете сделать паучка какого-нибудь симпатичного цвета, розового, зеленого — веселых расцветок. Например, тельце из невысокого стаканчика йогурта или детского творожка, а ноги из коктейльных палочек. Или из цветного картона, а лапки из шнурков или веревочек — ниточек. В середине его тельца делаете отверстие и крепите там “паутину”.

Паутину можно перекинуть через дверь или трубу и тихонько отпускать. Или положить на поверхность и накручивать на руку или карандаш, при этом наблюдать, как паук ползет. Есть еще более сложная конструкция в том случае, когда снизу приклеивают 2 трубки, а в них вставляют нитки. В таком случае перекидывают паука через перекладину. А нитки сводят вместе или разводят в стороны, и в это время игрушка то поднимается то опускается.

Логоритмика «Паучок»

Можно еще наматывать шнурок между пальцев рук, заплетая паутину. При этом ритмично проговаривать стихи:

Паучок пошел гулять, паутинку заплетать.
Хочет он поймать сюда и букашку и жука.
Ветерок подул слегка, вот и нету паука.

Песенка  “Паучок”,  которая включает в себя пальчиковые упражнения со стихами и музыкой.

Не могу не отметитьтот факт, что не каждый малыш может выполнять движения под музыку и со словами сразу и одновременно с прослушиванием и просмотром ролика. Для начала отрабатываем движения без музыкального сопровождения, его подключаем только в случае, когда слова и движения будут автоматизированы. Иногда дети хотят просто послушать песенку, безусловно, не надо их подгонять. Со 2 или 3 раза они включатся в процесс и смогут свести музыку, слова и движения вместе. Это не так просто, как кажется со стороны. Особенно если нарушена мелкая моторика и недоразвит фонематический слух.

На каждом занятии можно делать одно насекомое из пластилина. Перед этим обязательно проводить мини — беседу с малышом, учитывая при этом его языковые возможности. Если он не говорит, то показывать ему картинки и ролики с записями насекомых. Как в виде сказочных персонажей так и снимков живой природы. Всегда надо помнить, что поделка эта будет коллективным трудом, ребенку и проблемной мелкой моторикой одному не справится.

От речевых возможностей ребенка зависит, каким образом лучше использовать впоследствии готовые фигурки.  Выставлять на занятиях  и рассказывать про них истории, кроме того, петь песенки, рассказывать стихи, показывать, какие звуки они издают. Если он сможет только прожужжать — и на том спасибо. Главное, чтоб он был вовлечен в процесс, стремился активной контактировать, высказывать свои эмоции, выражать внутренний мир с помощью поделок.

На этом заканчиваю статье, читайте, пробуйте, экспериментируйте. Пишите комментарии, в которых можно показать ваши поделки. Задавайте вопросы, читайте статьи блога. Подписывайтесь на обновления, делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми. Всего хорошего!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2019 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности