Как правильно подготовиться к постановке звука С?

Здравствуйте, дорогие мои читатели и подписчики блога!
Сегодня хочу рассказать о том, как происходит подготовка к постановке звука С. Этот звук ставится, в принципе, очень легко, если нет дизартрии и межзубного сигматизма. Можно даже поставить по подражанию, показав ребенку, как широкий язычок упирается в нижние зубы и при этом улыбаться. Это артикуляционный уклад звука. Но если есть аденоиды, проблемы с прикусом и нарушение иннервации, то придется повозиться и попотеть.

Возможные трудности

Проблема в том, что воздушная струя должна проходить точно по центру язычка, а середина совпадать с серединой зубных рядов. Даже отклонение в какую-нибудь сторону искажает звучание:

  • вверх — шепелявость, замена на Ш
  • вниз — сильное выпячивание спинки, патализация, в итоге смягчение, замена на СЬ
  • вправо-влево — боковой сигматизм
  • между зубов — межзубный сигматизм
  • призубный — часто бывает при изучении английского языка, похоже на звук th

Все эти патологические рефлексы образуются не просто так, а из-за того, что есть проблемы какая-то патология, либо в строении речевого аппарата либо его иннервации. Поэтому очень важно понять причину дефекта, а только потом начинать ставить звук всеми доступными и известными способами. Нельзя ставить звук, если язык узкий, напряженный, а воздушная струя растекается в щеки. Поэтому надо обязательно сочетать как минимум артикуляционную гимнастику с дыхательной и логопедическим массажем.

Упражнения для постановки звука С

Гимнастика для подготовки органов речи к постановке с одной стороны довольно простая, это:

  • блинчик — широкий язык на нижней губе
  • месим тесто
    — пя-пя-пя губами
    — тя-тя-тя зубами
  • язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри
  • горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком
  • катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад
  • чистим нижние зубы снаружи и изнутри
  • выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх
  • трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку

Но в принципе для постановки шипящих можно делать все упражнения: и грибок, и гармошку, и парус — потом все равно надо будет отрабатывать различие в произношении шипящих и свистящих, да к тому же они помогают языку стать шире.

Дыхательная гимнастика

Делаем упражнения, и только они начинают более или менее получаться, пробуем с них дуть. Сдувать можно разные предметы:

  • кусок ватки
  • короткие полоски бумаги
  • длинную полоску — волна
  • спичку
  • зубочистку
  • ватные палочки

Дуем из разных положений, все это можно обыграть, например, месим тесто, пя-пя-пя, потом кладем ватку на ладошку и делаем пффф, сдувая ватку, когда язык находится между зубов, также можно на кончик положить кусочек бумажной полоски, согнуть, “сдуваем бабочку”. Аналогично при положении языка между зубов, следить, чтобы губы и язык не напрягались, а щеки не надувались. После отработки этих навыков можно сделать из ваты шарик и задувать его в “ворота” — игра футбол.

Игры на дутье

Волна (змейка)
Длинную и узкую полоску бумаги приклеиваем одним концом к языку и держим его тоже между губ, начинаем дуть, если воздух идет посередине желобка, то полоска начинает играть волнами. Другой, свободный конец можно поддержать ладошкой в горизонтальном положении.

Санки
В положении “горка” слегка покусываем сгиб, “ровняем горку”, затем слегка дуем ссссс, Следить, чтобы кончик не выпрыгивал из-за зубов. Сначала дуем на ватку, потом на полоску бумаги, “бабочку”, и, наконец, кладем спичку (зубочистку, отломив острый кончик, ватную палочку, убрав кусочек ватки) и дуем сссс, если все сделано правильно, отработана воздушная струя и язык не в тонусе, то спичка плавно скользя, как санки с горки, съезжает на подставленную ладошку.

Массаж

Если есть дизартрия, то очень сложно поставить свистящие звуки, потому что не получаются тонкие движения, язык уходит от середины зубов. Очень важен массаж, иначе звук будет не чистый, это заметно бросается в глаза и будет сильно портить впечатление из-за нечеткой дикции. Массировать лучше специалисту, но можно дополнить самомассажем. Подойдут следующие упражнения:

  • расчесываем язык — водить его между зубами вперед и назад
  • кушаем язык — покусывать его “съедая” и “выплевывая”
  • ровняем горку — согнутый язык прикусывать и причесывать зубами
  • расчесываем губы — зубами проводить по нижней и верхней губе по очереди
  • положить язык на нижнюю губу и похлопать его чистыми пальцами

На этом заканчиваю писать статью, если есть вопросы и замечания, то пишите в комментариях, подписывайтесь на обновления блога, чтоб не пропустить полезное и интересное. Буду еще писать про разные способы постановки звука С, автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих. Ставьте ссылки на статьи в соцсетях, чтобы ваши знакомые и друзья могли их прочитать. Всего хорошего, удачи!

Похожие статьи:

Обсуждение: 2 комментария

  1. Петруха

    Спасибо за статью. Я в детстве не умел выговаривать «Р», а моя дочка сейчас мучается с правильным произношением «С». Надеюсь с вашей помощью справимся.

    Ответить
    1. koralina

      Спасибо вам за комментарий! Надеюсь, у вашей дочки наладится правильное произношение свистящих.

      А если какие вопросы появятся — спрашивайте, пишите в комментариях.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности