Как правильно подготовиться к постановке твердого сонорного звука Л?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
В этой статье пойдет речь о том, как происходит подготовка к постановке звука Л. Отсутствие этого звука в речи ребенка (ламбдацизм) не так сильно бросается в глаза, как шипящих или свистящих. Этот дефект придает речи некоторую детскость и инфантильность. Например, вместо “лодка” произносится “водка”, а вместо “ложка” слышится “вошка”.

Сначала это кажется очень смешным, милым и забавным. Но по мере взросления нечеткая дикция начинает раздражать. Речь кажется “малышковой”, а хочется, чтобы к школе она стала четкой и взрослой. Неправильное произношение может привести к ошибкам на письме.

Виды нарушения произношения Л

  • полное отсутствие, “глаз” произносится как “газ”, а “пила” как “пиа”
  • замена на У, тогда “лампа” — “уампа”, “лама” — “уама”
  • В: “лапа” — “вапа”, “лук” — “вук”
  • Н “пила” — ”пина”, ”мыло”- ”мыно”
  • йотированные “полка”- “пойка”, “лодка” — “ёдка”
  • Р “лес” — “рес”, “клад” — “крад”
  • вместо твердого Л мягкий ЛЬ: “лужа” — “люжа”, “палка” — ”палька”
  • могут сочетаться все виды, в зависимости от положения Л в слове: “лёдка” (лодка), “стуй” (стул), “япа” (лапа) и “вужа” (лужа).

Исходя из этих особенностей, после диагностики и обследования выстраиваем коррекционный процесс таким образом, чтобы как можно точнее подобрать нужные упражнения для подготовки речевого аппарата. Артикуляционный уклад Л таков, что язык (Я) должен быть широким и упираться за верхние зубы. И необходима работа над голосом, чтоб работал носовой резонатор, потому что это сонор.

А в дальнейшем надо очень тщательно провести дифференциацию со всеми видами замены. И не использовать их во время автоматизации. Очень грамотно подбирать слова, чтобы ребенку их было легко произносить. Об этом пойдет речь в дальнейших темах о постановке и автоматизации звука в слогах, словах и предложениях.

Если нет никаких особых проблем: дизартрии, нарушения прикуса или аденоидита, Л ставится очень быстро. Можно за одно занятие поставить и закрепить. Но такое бывает не всегда. Учитывая все вышесказанное отметим 3 основных момента, которые всегда надо помнить, когда вы пытаетесь преодолеть ламбдацизм.

Над чем надо работать

  1. Работа над голосом
  2. Над артикуляционной моторикой
  3. Выдыхаемой воздушной струей

Разберем все эти пункты по порядку, начнем с самого главного — мышцы языка (Я) и его положение в ротовой полости. Я нужен широкий, малыш должен уметь его поднимать вверх и удерживать некоторое время в этом положении, губы растянуты в улыбке. Если это не получается, просим прижать язык между зубов и гудеть, пытаясь сказать Ы или Л.

Либо делаем “болтушку”, другое название “индюк”, быстро двигая языком вперед — назад, касаясь верхней губы. Стучим зубами по языку, произнося та-та-та либо да-да-да, как вариант тя-тя-тя и дя-дя-дя. Очень часто и это вызывает затруднение. Необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы Я распластывался и поднимался вверх, а губы не были напряжены и сведены в линию.

Артикуляционные упражнения для постановки Л

  • заборчик — трубочка языком
  • месим тесто — пя-пя-пя язык между губ и тя-тя-тя — между зубов
  • блинчик — широкий Я на нижней губе, удерживать считая до 5
  • чашечка — трубочка языком
  • парус — широкий Я за верхними зубами, счет до 5
  • индюк — водить Я взад-вперед по верхней губе, звук похожий на бл
  • грибок — присосать Я к верхнему небу
  • пароход — прижать Я между зубов, гудеть лллл

Дыхательная гимнастика

Патологии со стороны органов ЛОР, строения лицевого скелета и нарушении иннервации мышц Я, мягкого неба, губ и щек вызывают затруднение в преодолении ламбдацизма. Воздушная струя слабая, либо она растекается и уходит в щеки. либо идет на корень Я, а не на переднюю его часть. Дыхание верхне ключичное, грудное, а не брюшное, диафрагмальное.

Особенно сложно ставить Л при дизартрии и аденоидите. Парез небной занавески, затруднение в использовании носового резонатора требуют особой внимательности. Надо компенсировать эти патологии  с помощью отработки правильного речевого дыхания. Надо отработать с ребенком контроль над вдохом и выдохом. Научить его пользоваться диафрагмальным дыханием, когда при вдохе увеличивается живот. А при выдохе уменьшается, а не наоборот, как при грудном.

Малыш должен уметь набрать в себя как можно больше воздуха и удерживать его некоторое время, не выдыхая сразу. Необходимо следить, чтобы не закружилась голова. Надо добиваться некоторой автоматизации навыка и умения различать выдох через рот и нос. Выдох через нос используется при сморкании. Даем установку “прочистим носики”.

Затем наоборот, вдыхаем через нос и дуем на вертушку, в свистульку или дудочку. После этого переходим на речевые звуки — набираем воздух и долго тянем гласные: “аааааааа”, затем тянущиеся согласные, которые хорошо произносятся, “ммммм” или ”ввввввв”. Когда навык автоматизирован, пробуем удерживать язык между зубов и долго тянуть “ллллллл” или “льльльль”, смотря что получается.

Сдуваем кусок ваты или салфетки с руки, носа и других предметов. Берем его и кладем на нос, пытаемся сдуть языком, обнимающим верхнюю губу. Следить, чтоб выдох был не из носа, щеки не надувались, а губы не сжимали намертво Я. Тоже самое проделываем, дуя на ватку с ладошки, держа язык между губ, а затем зубов. Когда все это начинает получаться, сдуваем ватку, поднимая язык за верхние зубы.

Голосовая гимнастика

Она тесно связана с дыхательными упражнениями, все эти навыки отрабатываются одновременно и параллельно. Л — сонорный звук, в его произношении участвует носовой резонатор, иначе звук будет глуховатый. Надо научить малыша пользоваться включать его. Учимся долго тянуть гласные: сначала просто тянет длительное время, затем меняя их по громкости и по тональности, раскачивать, например “а-а-а” — “укладываем куклу спать”.

Следующий этап — соединением нескольких гласных “ауауау” или “уауауа”. Затем подключаем согласные, сначала соноры Н и М. Кладем пальцы детей на нос и учимся чувствовать вибрацию. Соединяем с гласными в прямые и обратные слоги. Сравниваем парные глухие и звонкие согласные, которые звучат правильно. Произносим В и Ф,  прикладывая руки к горлу или закрыть уши. Главная задача — понять, что звонкие звуки произносятся с голосом.

После того, как дыхание, голос и мышцы Я будут готовы, переходим к самой постановке звука Л. Рассмотрим в следующей теме, как можно поставить его с механической помощью, при дизартрии и аденоидите. А также при помощи вспомогательных упражнений и от мягкого звук ЛЬ.

Внимательно следите за обновлением блога, разные задания и упражнения помогут вашему малышу лучше говорить. Желаю, чтобы его речь была более понятной и это облегчило его контакт с другими людьми в его окружении. Всего хорошего и успехов!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2018 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности