Как нарушается речь при дизартрии?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня я вам расскажу про нарушение речи при дизартрии. Наверно многие замечали, что некоторые дети говорят, будто у них каша во рту, либо на каком-то своем “птичьем” или “китайском” наречии. Проходит время, в то время, как их сверстники уже вовсю бегло разговаривают и декламируют стихотворения, а у таких деток по-прежнему нечеткая дикция, короткие фразы и бедный словарь в активе.

Причины возникновения

Тут уже надо не ждать, когда все само собой как-то образуется, а идти к специалистам хотя бы на консультацию. Только опытный логопед сможет понять, какие причины вызвали такую задержку речевого развития. Причин может быть много, это и аденоиды и неправильный прикус и дизартрия, а могут и все вместе. Потому что аденоиды ведут к нарушению прикуса, из-за того, что ребенок дышит ртом, при этом язык сильно напрягается и изменяется его тонус, он становится малоподвижным. А если к этому добавляется нарушение иннервации, то патология речи усугубляется в разы.

Симптомы

А это и есть дизартрия, потому что при ней нарушается управление ЦНС речевой мускулатурой, это можно назвать мини парезом. Малыш плохо управляет своим языком, снижается его чувствительность. При обследовании обычно диагностируется по гиперкинезам языка, отклонении его от средней линии, изменению цвета (не розовый, а синюшный), повышенной саливацией. Причем слюноотделение не всегда сильное, оно появляется при выполнении артикуляционной гимнастике и на эмоциональном подъеме.

Если дизартрия в стертой форме, то есть не явно выражена, ее порой сложно отличить от полиморфной дислалии. Также нарушение голоса — ринофония может быть и при аденоидах, а нарушение тонуса языка и при неправильном прикусе, но в совокупности все эти факторы присущи только дизартрии. При алалии ребенок тоже плохо говорит или не говорит совсем Но там нет, как правило, нарушения мускулатуры речевых органов, а больше нарушен оральный праксис.

Ребенок может говорить по отдельности многие звуки и выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, но не может соединять их в слоги, а слоги в слова. При дизартрии такого нет, а массаж очень хорошо влияет на качество речи. Сочетание артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастики с логомассажем у дизартриков дает очень хороший позитивный эффект, особенно если добавить логоритмику и упражнения с пальчиками. При алалии такого не быстрого успеха не бывает, при ней очень сильно страдает слоговая структура.

Дизартрия сама по себе не лечится, потому что она чаще всего не является самостоятельным заболеванием. Чаще всего она бывает при ДЦП (детский церебральный паралич), вследствие ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или ММД (минимальная мозговая дисфункция), может быть при эпилепсии. У взрослых может быть последствием ЧМТ, инсульта или ОНМК. При дизартрии обычно ставится какая-то степень ОНР, то есть нарушены все компоненты, и фонетика и лексико-грамматический строй, а также фонематический слух.

Последствия

Обычно снижено понимание речи, фраза либо отсутствует либо бедная. Бывает, что дети говорят, не умолкая, при этом из речевого потока невозможно уловить ни одной языковой неискаженной единицы. И только мама может перевести, что сказал малыш. Естественно, что все эти нарушения плавно перетекают в письменную речь, Некоррегированные дизартрики, как правильно, пополняют ряды дисграфиков и дислексиков в начальных классах. Что и не удивительно, так как у них неправильно сформирован кинетико-кинестетический образ фонемы.

Особенности коррекционной работы

Желательно исправить все проблемы до школы. Невозможно исправить последствия дизартрии без массажа органов речи, щек, губ и особенно языка. Из-за пареза небной занавески — мягкого неба, страдает голос, наблюдается открытая ринофония. Из-за отклонения языка вследствие дистонии, тремора и гиперкинезов очень сложно поставить свистящие звуки. А также отдифференцировать их от шипящих. Межзубный и призубный сигматизм один из спутников этого нарушения.

Обязательно должна быть опора на зрительный анализатор, ребенок должен сидеть перед зеркалом, контролировать положение своих органов речи и сравнивать с положением взрослого. Тактильный контроль — подносить тыльную ладонь ко рту и следить, какой ветерок дует, холодный © или теплый (Ш). И все время контролировать положение языка, за нижними или за верхними зубами, показывая это своими ладошками, вверх и вниз. Только такая кропотливая работа, требующая большого напряжения и самоконтроля сможет вывести речь на новые высоты.

На этом заканчиваю писать эту статью, но тема дизартрии будет проходить красной нитью постоянно, затрагиваться при постановке многих звуков. Подписывайтесь на обновления блога и вы всегда будете в курсе последних новостей. Пишите в комментариях свои замечания и предложения, оставляйте ссылки в соцсетях, чтобы ваши друзья и знакомые тоже познакомились с этим материалом. Всего хорошего, удачи!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности