Как работать логопеду с гиперактивностью и дефицитом внимания у детей?


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Как вы думаете, от чего зависит успеваемость ребенка в школе и успешность человека в жизни? Зависят ли эти два параметра друг от друга? Эти вопросы я затрону в своей статье, и вы найдете ответы на них, если внимательно прочитаете ее до конца. Но в основном я затрону одну актуальную проблему — расскажу, как работать с гиперактивными детьми (СДВГ) логопеду, как учитывать их особенности в коррекционной практике.

Мифы о СДВГ

Существуют много точек зрения на этот счет, в основном они сводятся к двум тезисам:

  • эти миф выдуманный врачами, чтоб облегчать кошельки родителей
  • просто ребенок (особенно мальчик) очень быстрый, шустрый активный, дети все такие

И в них есть зерно истины, потому что часто этот диагноз ставят любому чересчур подвижному ребенку, который не подчиняется взрослым, дерзит, спорит, хулиганит, балуется во время занятий в школе или детском саду. И часто путают понятия “активный” и “гиперактивный”, мол, это даже хорошо, он успевает переделать массу дел, еще и делает многое одновременно.

Признаки гиперактивности

Спешу разочаровать последних — ребенок-СДВГ мало того, что не умеет делать много всего, быстро и сразу, он и одно-то дело не умеет довести до конца. Часто бросает его, потому что теряет интерес или не хочет напрягаться, преодолевать трудности. Он может бросить одно, начать другое, потом третье, четвертое, пятое — десятое — и все будет не доведено до конца.

Иногда бывает светлый луч в этом царстве хаоса — малыш может заинтересоваться чем-нибудь, но не спешите радоваться, это станет его навязчивой идеей, манией. В такой момент дети не могут ни о чем другом ни думать ни говорить, только о своем любимом увлечении, не замечая никого и ничего вокруг. Это называется гиперфокус. Хорошо еще, если ребенок увлечется чем-нибудь полезным, например жизнью динозавров или строительством поделок из лего.

Все остальное детям неинтересно, жизнь им кажется нестерпимо скучна и однообразна, нужные постоянно новые возбудители для мозга. Поэтому постоянные истерики и хаотичное поведение, ребенок уходит в разнос. Его несет и сложно его остановить в этот момент. В более старшем возрасте такие дети начинают возбуждать себя всеми подходящими средствами.

Известные и знаменитые

Есть еще мнение, что люди с СДВГ(ADHD) особо уникальны и одарены, периодически проходит информация, что тот или иной известный человек имел подобное нарушение. Или у какого-нибудь литературного героя или персонажа мультфильма находят черты СДВГ. С одной стороны это дает надежду, что имея дефицит внимания и будучи гиперактивным можно не пропасть в этой жизни и найти свою нишу.

Но с другой не надо забывать, что не диагноз сделал их известными и знаменитыми, они прославились “не смотря на” и “вопреки”. А ведь это было непросто, потому что у людей с СДВГ, как правило, недоразвиты те участки мозга, которые отвечают за эмоционально-волевую сферу. То есть они страдают отсутствием воли и плохо считывают эмоции окружающих людей. Из-за этого они плохо социализируются.

Особенности детей

Требуя от ребенка — СДВГ выполнения каких-либо поставленных задач всегда надо помнить, что по развитию ЭВС он отстает в среднем на 30%, наблюдается некоторая инфантильность, при том, что умственно и физически он вполне развит по своему возрасту. Конечно, с возрастом гиперактивность, как правило уходит или уменьшается в разы, но дефицит внимания (ДВ) остается.

Надо сразу уточнить, что мы подразумеваем под ДВ. Некоторые люди думают, что ребенку оказывается мало внимания со стороны взрослых, он как бы оказывается заброшенным. На самом деле дефицит внимания как психической функции. Дети — СДВГ не могут долго удерживать внимание, мозг отключается помимо их желания. Поэтому “развивать внимание” и требовать от ребенка: “Будь внимательнее!” и ругать его за то, что он невнимательный бесполезно.

Отношение педагогов

Но что делать в этой ситуации логопедам? Ведь многие дети с недостатками речи гиперактивны и невнимательны. Наверно, логопедам проще, потому что они, как правило, уже привыкли к тому, что их маленькие клиенты редко бывают спокойными и усидчивыми, а вот педагогам массовых школ и воспитателям детсадов приходится сложнее. Один такой ребенок может дезорганизовать весь учебно-воспитательный процесс, а если он не один?

Проявления СДВГ можно условно разделить на 3 степени: сильную, среднюю и слабую. Детям с сильно выраженными проявлениями гиперактивности и дефицита внимания вряд ли стоит посещать д/с, так как очень легко возбудимы и требуют к себе постоянного внимания, не могут сконцентрироваться ни на одном предмете, их все время куда-то несет, они вечно в хаотичном движении. Воспитатель не может бросить всех деток и заниматься только одним таким ребенком.

Дети со средней степенью и слабо выраженной уже вполне могут находиться в группе детей, потому что уже более самостоятельны, но опять же, в коллектив надо вводить постепенно. Иначе их нервная система не выдержит и ребенок может заболеть и превратится в часто болеющего на фоне психосоматики. Тем более дети с неявно выраженной формой СДВГ могут быть и не гиперактивными, у них в основном проблемы с дефицитом внимания.

Особый подход в работе логопеда

В работе с ними надо дробить учебный материал и многие навыки отрабатывать долго и тщательно. Они не могут выполнить долгую многоступенчатую инструкцию. У них часто бывает эффект “тут помню, тут не помню”, мозаичное восприятие. Логопедам надо постоянно придумывать новые формы и приемы, заготавливать кучу наглядных пособий, чтобы была постоянная смена вида деятельности. Заинтересовать таких детей можно, но чтоб удержать интерес и добиться результата надо сильно постараться.

На этом я прощаюсь с вами, дорогие читатели. Надеюсь я ответила на все вопросы и всем стало понятно, что успех в жизни не всегда коррелирует с учебой в школе. Потому что надо учитывать еще и показания социального интеллекта. Делитесь своими наблюдениями в комментариях к статье, обсуждайте с друзьями и знакомыми в соцсетях и подписывайтесь на новые статьи блога.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности