Что может стать причиной дислалии у ребенка?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Вспомним фильм “По семейным обстоятельствам” и одного яркого персонажа, которого играл легендарный Ролан Быков, его незабываемые фразы: “на улице кой-кого”, “фефекты фикции” . А между прочим, он очень хорошо изобразил нарушение речи, о котором мы сегодня будем говорить и затронул причины возникновения дислалии: “кофа мне было чефые гофа”, об этом я расскажу чуть попозже.

Что это такое?

Устаревшее название дислалии косноязычие или картавость. Внешне это выглядит так, что человек плохо произносит какие-то звуки. Принято говорить в этом случае, что имеются “дефекты речи”. Если проблема с одним звуком, то это простая (мономорфная) дислалия, есть несколько, то сложная (полиморфная). Один или несколько звуков отсутствует совсем, вместо “каша” произносится “аша”, заменяется — не “мишка”, а “миска” или искажается, например это горловое Р или межзубное С.

Все эти дефекты дикции могут быть и при других нарушениях, но при дислалии, как правило, наблюдается нормальный физический слух и нет нарушения иннервации речевой мускулатуры, как к примеру, при дизартрии. Есть несколько видов дислалии, но это деление очень условно, так как на практике чаще всего встречаются смешанные формы, но очень важно знать этиологию нарушения, чтоб правильно запустить коррекционный процесс и, возможно, привлечь других специалистов.

В каком возрасте бывает?

Сразу надо отметить возрастную или физиологическую дислалию. Она часто встречается у маленьких детей. Редко найдешь ребенка, который сразу начал разговаривать чисто, все это происходит из-за недоразвития определенных структур мозга в раннем возрасте. По мере взросления малыша все эти проблемы уходят, звуки появляются в речи. А если нет, то значит это уже другая форма патологии. Кроме того, возрастные изменения могут быть и у пожилых людей опять же в силу особенности их нервной системы.

К каким врачам обращаться?

Обычно дислалию делят на 2 вида: функциональную и органическую (механическую). При функциональной нет поражения частей тела или органов, просто проблемы с их работой, они неправильно функционируют в силу каких-то причин. Это может быть:

  • нарушение нейродинамического равновесия в коре головного мозга
  • минимальная мозговая дисфункция
  • нарушение фонематического слуха
  • билингвизм или раннее изучение иностранного языка
  • неправильное или диалектное произношение в окружающей среде.

Надо обращаться к неврологу и нейропсихологу, чтобы нормализовать работу центральной нервной системы. Пока ребенок не начал чисто разговаривать на своем родном языке, не стоит приступать к изучению иностранного, при изучении английского очень часто возникает межзубный или призубный сигматизм, от которого потом крайне сложно отучить малыша. При изучении французского может появиться горловое Р, которое заменит русское переднеязычное.

При органической форме патологии есть нарушении в строении лицевого скелета и ЛОР-органов:

  • патологии прикуса
  • искривление носовой перегородки
  • высокое небо
  • короткая уздечка
  • зубные протезы
  • аденоиды

Здесь уже надо проводить коррекцию в паре с отоларингологом — лечить заболевания уха, горла и носа или со стоматологом-ортодонтом — ставить пластинки, помогающие скорригировать неправильный прикус. Иногда нужна помощь хирурга — удалять аденоиды, подрезать подъязычную или губную связку. Зубные протезы у взрослых тоже могут отрицательно сказываться на дикции, как и пластинки и брекеты во время ношения.

Как я уже писала выше, очень часто бывают смешанные формы, когда трудно понять с первого взгляда, что мешает нормально разговаривать. Возьмем бывшего главу нашего государства Л. И. Брежнева, который, как известно, под старость отличался плохой дикцией. Считалось, что виной тому протезы, которые постоянно менялись. Но как стало известно позже, во всем виноваты были лекарства, которые сильно влияли на мозг и тормозили речь.

Важно при первичном обследовании убедиться, не болел ли ребенок отитами. Весьма часто выясняется, что малыша обследовали и находили жидкость в ушах, он какое-то время ничего не слышал. Или у него вследствие этого или аденоидов частичная потеря слуха. В таком случае лучше обращаться не к логопеду, а к сурдопедагогу, чтоб предотвратить вторичные нарушения речи и интеллекта. А слух проверяется с помощью аудиометрии у сурдолога.

Формы патологии

В зависимости от тех звуков, чье произношение нарушено, дислалия включает в себя:

  • ротацизм — Р и РЬ
  • ламбдацизм — Л и ЛЬ
  • сигматизм — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ и свистящие С, З, Ц
  • каппацизм — К и КЬ
  • гаммацизм — Г и ГЬ
  • хитизм — Х и ХЬ
  • йотацизм — Й
  • патализация (смягчение)
  • оглушение и озвончение

Этапы коррекционного процесса

Многим кажется, что достаточно ребенку научиться произносить звук, чтоб он сразу начал его говорить в хвост и в гриву. Однако это не так, коррекция звукопроизношения происходит в несколько этапов, условно их можно разделить так:

  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука
  • постановка звука
  • закрепление изолированного произношения
  • закрепление в слогах
  • дифференциация от сходных по произношению
  • закрепление в словах
  • дифференциация
  • закрепление во фразах
  • закрепление в предложениях
  • введение в связную речь

Иногда коррекция происходит настолько быстро, что малыш не пропускает звук и не путает его сразу же после постановки его логопедом, но так бывает не всегда .

Роль семьи в преодолении дефекта

И общаясь дома, в семье, надо помнить, что ребенок впитывает все, как губка, совершенно неосознанно. Поэтому надо остерегаться в его присутствии употреблять слова, которые вы не хотите от него услышать. Что касается слов персонажа Р. Быкова, где он рассказывает о своем детстве, то в них заложена большая правда. Порой бывает, когда родители решают свои проблемы и не занимаются ребенком, то его проблемы с речью остаются незамеченными, а затем из устной речи переходят в письменную.

На этом заканчиваю писать эту статью, но тема будет раскрываться и дальше, буду рассказывать об отдельных приемах и методах улучшения дикции и преодолении разных дефектов речи. Так что подписывайтесь на обновления блога, чтоб всегда быть в курсе, пишите комментарии в статьях, делитесь полезным и интересным с собеседниками в соцсетях, удачи!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности