Подражаем животным и машинам для автоматизации звука Р

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
После того, как у ребенка получается вызвать звук, похожий на Р или РЬ тем или иным способом следует приступить к его обработке. Я расскажу, как происходит автоматизация изолированного звука Р, который должен быть длительным и сильным, может даже сначала немного утрированным. Это возникает из-за того, что ставится на твердой атаке. Сильная струя воздуха помогает разорвать смычку языка с небом и вызвать его дрожание.

Почему звук Р не сразу входит в речь?

Но часто эта струя быстро расходуется, язык падает или наоборот отклоняется в сторону или назад, тонус его либо слабый либо чересчур наряженный. То есть нет устойчивого рефлекса, стабильный навык пока еще не выработался. Для его отработки требуется какое-то время, это зависит от особенностей строения лицевого скелета и функционирования ЛОР-органов. Если нет с их стороны патологий, то данный этап протекает быстро и незаметно. Но если неправильный прикус, укороченная уздечка, слабая небная занавеска или сужение носовых проходов то придется попотеть.

Постановка звука р по подражанию

Для закрепления длительной вибрации и очищения звука помогут следующие упражнения:

  • моторчик — машина едет, РРРРР — тянуть звук, считая минимум до 20, затем увеличивать это время до 50, потом до 100.
  • трактор — несколько раз заводить моторчик на одном дыхании- РРррРРРрр, подряд несколько рыкающих звуков
  • мотоцикл — заводить мотоцикл, как будто нажимаем на его педаль, на одном выдохе подряд ТРР-ТРР-ТРР
  • самолет — моторчик с двигающимися губами, то расширять их то сводить в рупор, имитируя рокот самолета.

Подражание звукам животных

Хорошо использовать звукоподражание животным , изображать рычанье медведя и медвежонка, тигра и тигренка, собаки и щенка (РРР и РЬРЬРЬ), например, перед переходом к закреплению в слогах с твердым Р и мягким РЬ.

  • ворона каркает — карррр-карр
  • грач — гррра-гррра
  • голубь ворует — уррр-уррр
  • кошка мурлыкает — муррр-муррр
  • петух кукарекает — ку-ка-ре-ку
  • лягушка квакает — бре-ке-ке бре-ке-ке
  • утка крякает — кря-кря
  • поросенок хрюкает — хрю-хрю
  • ржавые качели — (калитка, ворота) скрипят — скрр-скрр

Надо использовать картинки или игрушки с их изображением, сначала малыш повторяет за вами, затем достаточно показать и спросить, какой звук получается.

Звуковые дорожки

Еще хорошо использовать “звуковые дорожки”, когда животное идет или транспорт едет и по пути издает звук. Это могут быть заготовленные заранее сюжетные рисунки. Либо можно рисовать на чистом листе бумаги карандашом, земле или на снегу прутиком, на доске мелом. Либо просто пальцем водить по столу воображаемый путь машины и мотоцикла или чертить в воздухе полет самолета или вертолета.

Можно рассыпать какую-нибудь смесь — песок, манку — и на нем рисовать. Либо выкладывать “дорогу” фасолью или высыпать рисом или гречкой. Хорошо, когда у ребенка заняты руки во время занятий и с точки зрения нейропсихологии и просто малыш не будет отвлекаться от поставленной задачи. Порой дети очень хорошо включаются в игру, проникаются заданием и потом сами пытаются играть, закрепляя навык.

Сюжетные игры

Очень хорошо использовать сюжетную картинку, например, “скотный двор”, где находятся все животные, которые издают звук, домашние животные и вне его дикие. Просто перечислить, кто как говорит. Или животных сделать отдельно в виде карточек или фигурок и разделить их по принципу слышится /не слышится звук Р. Также можно использовать какие-нибудь готовые постройки из конструктора типа лего.

И разыгрывать целые истории: “Петух вскочил на забор и закричал ”Ку-ка-ре-ку!”, ворота заскрипели “скрр-скрр”, ворона пролетала мимо и каркнула “карр-карр”, “Ррррр”- проехала мимо машина.” И так придумывать каждый раз новые истории с этими персонажами. Поскольку в дошкольном возрасте у детей игра — основной вид деятельности, материал, подаваемый таким образом, лучше и прочнее закрепится. Навык будет более устойчивым.

Загадки

После того, как малыш четко запомнит, кто издает какой звук, можно переходить к загадкам. У детей с нарушениями речи есть такая особенность, что они не могут отгадывать сложные загадки, особенно если речь идет в переносном смысле или это дети городские, они, как правило, плохо могут отличить петуха от гуся, овцу от козы, цыпленка от утенка. Поэтому начинать надо с самого простого, малыш должен отвечать на вопросы о признаках предмета или его действиях. Например, “Кто летит в воздухе, он железный и у него есть мотор? Какой он издает при этом звук?” Или: “Живет в болоте или у реки, зеленая, прыгает? Как она квакает (бре-ке-ке)”

Развитие фонематического слуха, темпа и ритма

Затем можно переходить к стихам, когда отгадка в рифму. Это задание тоже имеет большой смысл, если у детей нарушен фонематический слух, то они затрудняются с подбором рифмы. А также они, повторяя стих, меняют в нем местами слова, не чувствуют его ритм, темп и интонацию. “Живет на реке, кричит …., зеленая квакушка, а зовут ее….”

Обощающие понятия

Затем можно всех рычащих разделить на две группы: животные и транспорт. Разбираетесь с ребенком, что такое транспорт, для чего он нужен, виды: водный, воздушный, наземный, подземный, железнодорожный, перевозит людей, имеет мотор, который рычит РРРРР. Тут уже можно хорошо поиграть с машинками, с самолетом. Главное следить, чтоб малыш правильно рычал.

Другая группа — животные. Тут можно много чего придумать, потому что животные бывают дикие и домашние, обитают в теплых и холодных странах. Есть взрослые и детеныши, которые не умеют рычать, а мама их учит, например тигрица учит тигренка, а ворона вороненка учит каркать. У животных есть домики, например, петух живет в птичнике, голуби — в голубятне, а ворона — в гнезде. Собака живет конуре и охраняет дом и рычит, когда приходит чужой.

Развитие связной речи

Затем можно показать ребенку картинку с каким-либо рычащим животным или средством транспорта и попросить рассказать про него. Основной упор делать на те обстоятельства, когда он издает звук — калитка, когда открывается, петух будит нас по утрам, кошка мурлыкает, когда ее гладят, самолет, когда летит в небе. После того, как звук получится длительный и стабильный, можно уже переходить к закреплению в слогах и словах.

Об этом пойдет речь уже в следующей статье. Подписывайтесь на обновления блога, чтоб читать свежие статьи. Делитесь впечатлениями в соцсетях. Пишите о своем опыте в комментариях к статьям.

Похожие статьи:

Обсуждение: 6 комментариев

  1. Денис

    У меня ребенок плохо выговаривает букву «Р». Тоже пользуюсь методами описанными в статье. Вроде бы помогает.

    Ответить
    1. koralina

      Денис, это очень позитивно, что вы занимаетесь с ребенком, но в этой статья говорит о том, как надо закреплять уже поставленный звук.

      Если ребенок плохо произносит звук, его не надо закреплять, это плохо скажется на его дикции и, кроме того, он все время будет чувствовать себя неуспешным, потому что папа недоволен его произношением. Почитайте другие статьи о том, как поставить чистый звук и как к этому подготовить органы артикуляции.

      Ответить
  2. Екатерина Чеснакова

    Очень полезная информация, понимаю, еще пару месяцев и я часто буду заглядывать на ваш блог. Решила дать дочке отдохнуть до осень, а потом за правильную речь возьмемся.

    Ответить
    1. koralina

      Спасибо за добрые слова! Стараюсь поделиться опытом, как можно больше пользы принести людям. Заходите почаще «на огонек», будет еще много интересного по развитию речи и, в том числе, по коррекции звукопроизношения.

      Ответить
  3. Иван

    Сын уже в первом классе, а букву Р до сих пор не выговаривает. Учим его скороговорками с большим сочетанием буквы Р.

    Ответить
    1. koralina

      Скороговорки — это хорошо, но научить выговаривать с их помощью звук не стоит, можно закрепить неправильное произношение, например, горловое.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Marilina 2017 // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru. При цитировании и использовании любых материалов гиперссылка на сайт marilina.ru обязательна. Републикация авторских материалов возможна только после письменного согласования. Политика конфиденциальности